Хочешь победить врага – воспитай его
детей Восточная мудрость
Предлагаем вниманию посетителей сайта интервью с
Рукшиным С.Е., заслуженным учителем России, доцентом РГПУ им. Герцена, избранным
в августе 2012 года в новый состав Общественного совета Минобрнауки РФ,
опубликованное в газете «Санкт-Петербургские ведомости ». Интервью выносим с небольшими сокращениями, выделив жирным шрифтом наиболее значимое с нашей точки зрения.
Изложенная в интервью информация дполняет картину того, КТО и КАК проводит
«ре-форму» российского образования в духе "Гарвардского
проекта", и чем грозит её завершение.
Рекомендуем соратникам
КПЕ довести эту информацию до учителей, руководителей учебных заведений,
сотрудников РОНО и ГОРОНО. ИАС КПЕ
Нашего собеседника журналисты обычно
терзают вопросами про Григория Перельмана и Станислава Смирнова – как он
умудрился взрастить двух филдсовских лауреатов (такого никому в мире не
удавалось) или как его ученики завоевали больше 80 медалей международных
олимпиад, причем более 40 – золотые (непобитый в мире рекорд). Но мы с Сергеем
Евгеньевичем, заслуженным учителем России, доцентом РГПУ им. Герцена,
заместителем директора физико-математического лицея № 239, автором более ста
научных работ по педагогике, математике, техническим наукам, создателем и
руководителем городского Центра для одаренных школьников, говорили о другом. В
августе Сергей Евгеньевич был избран в новый состав Общественного совета
Минобрнауки РФ. Соответственно, должен быть причастен к обсуждениям «наверху»
проекта нового многострадального закона об образовании. – Сергей Евгеньевич, в Госдуме идет во втором
чтении обсуждение нового закона об образовании... – Мы отметили десятилетие реформ в образовании. А
сейчас входим в трагический виток, вот-вот минуем точку невозврата. В 1983 году
президент Рейган сказал в своем докладе о состоянии образования в США так:
«Если бы хоть одно иностранное государство предприняло попытку навязать нам
ту убогую систему образования, которая у нас предлагается, мы должны были бы
расценить это как объявление войны».
Эти слова гораздо лучше
подходят сейчас нам. Происходит это отчасти из-за того, что
правоопределять направление реформ в
образовании монополизировала каста «знающих, как надо»:
большинство документов разрабатывают узкий круг людей, связанных с
Высшей школой экономики, возглавляемой ректором
Ярославом Кузьминовым. Я терпеть не могу
конспирологические теории, но не могу не замечать, что один из основных
разработчиков реформ, сотрудник ВШЭ, является
представителем Всемирного банка по вопросам образования
в РФ. А в 2005 году я был в США на международном семинаре и там
встретился с Элен Вулфенсон, женой бывшего президента
Всемирного банка. И она сказала: «По нашему мнению,
Россия недостаточно богата, чтобы позволить себе хорошую и
широкодоступную систему образования». Неужели мы должны
руководствоваться мнением именно этих людей о том, какая система образования
нужна нашей стране?
Когда люди, напрямую ассоциированные с Всемирным
банком, разрабатывают и хвалят реформы, впору вспомнить Уинстона Черчилля:
если ваши политические противники хвалят вас, задумайтесь, на правильном
ли вы пути.
Фактически никто из профессионалов в
области образования не имеет права голоса не только при написании судьбоносных
для страны документов, но даже при их
обсуждении. – Ну вот! Совет же специально
собирали... – Да, по постановлению правительства, все
федеральные и государственные законопроекты, целевые программы, финансируемые из
бюджета, должны иметь экспертные заключения общественных советов при
министерствах. Но то, что получается, называется
«прямой конфликт интересов». Группу реформаторов
возглавляет Ярослав Кузьминов, а решения и
документы, которые пишет его команда, должны проходить
экспертизу в Общественной палате РФ, где в комиссии по образованию
председательствует ... всё тот же Кузьминов.
То есть, с одной стороны, он руководит созданием этих реформаций, с
другой – одобряет их от имени общественности. Как у Твардовского в
поэме «Тёркин на том свете»: «Это вроде как машина «скорой помощи» идёт:
сама режет, сама давит, сама помощь подаёт». Есть ещё один фильтр–
Общественный совет при Минобрнауки, в который я и вхожу. Однако
из документов, которые сейчас проходят обсуждение в Госдуме,
ни один не имеет визы Общественного совета. Мы не обсуждали ни
закон об образовании, ни судьбоносную программу развития образования в РФ до
2020 года, причем суммы, которые пойдут на эту программу, сопоставимы с военным
бюджетом. – А что ж вы не обсуждали? - Не обсуждали потому, что Общественный
совет заседает по повестке, а повесткой нам
норовят дать что-нибудь совершенно не
первоочередное. А история с Программой развития образования до
2020 года вообще анекдотична: в понедельник в девять
вечера члены совета получили документ в 300 страниц,
заключение на который предлагалось дать, не собираясь и не обсуждая, к
утру среды... Большинство членов совета отказались давать это
заключение. Тогда министр внес программу без визыОбщественного совета– и правительство
приняло. - Вы говорите: «направления реформ». Какие
направления вас особенно нервируют? - Первое. В их основании совершенно ложная посылка о том, что мы развиваем сферу
образовательных услуг. Ставим
образование в положение бедной замученной женщины легкого поведения, которая
вынуждена навязывать свои услуги, чтобы как-то заработать на жизнь. Образование – это категорически не услуга.
Это системообразующий институт нации и государства. Гражданами
России нас делает образование и воспитание, а не купленные услуги. Когда-то
Бисмарк сказал, что франко-прусскую войну выиграл не прусский солдат, а прусский
учитель, воспитавший прусского офицера, фельдфебеля, инженера и
солдата. Вопросы образования – это вопросы национальной
безопасности. Путин поставил задачу: создать новую инновационную экономику. Но
кто её будет создавать? У нас
растёт количество техногенных катастроф, рушатся мосты, разрушаются
электростанции, спутник «Фобос-грунт» не на грунте Марса, а на грунте Мирового
океана. Это связано с тем, что у нас недостаточно
высококвалифицированных научно-технических кадров. Во многих отраслях опытным
разработчикам больше 60 лет, а следующее поколение – мальчики 20 – 30 лет.
Вместо серьёзной работы в этом направлении мы учреждаем
кафедры теологии в МИФИ и собираемся кропить ядерные реакторы святой
водой. Второе. Мы совершаем трагическую ошибку, говоря,
что образование должно давать не знания, а компетенции, благодаря которым
специалист будет знать, где нужные знания взять. Госпожа Простакова из
фонвизинского «Недоросля» с её «географию пусть извозчики знают» как раз
обладала компетенциями: знала, где находятся нужные ей знания – у извозчика. А
теперь представьте себе дежурного на атомной станции, который не
обладает нужным знанием, а просто знает, где его взять. Или
хирург у операционного стола, на котором лежит ваш ребенок! Не будет у
него на это времени! Компетенции – это всего лишь дополнение к
профессиональным знаниям и навыкам. Третье. В новый закон мы
вбиваем гвоздями все
те глупости, которые были сделаны за 10 лет реформ. Более 60% населения не
одобряют ЕГЭ, но он входит в закон. Нам говорили, что ЕГЭ будет введен
только по результатам эксперимента, но они до сих пор
не опубликованы. Заседание коллегии министерства называлось не
«анализ эксперимента по ЕГЭ», а «анализ эксперимента по
введению ЕГЭ». Непрерывная череда ежегодных скандалов, связанных с
ЕГЭ, уже набила оскомину. Четвёртое. Стандарты. Вдумайтесь: предлагается
профильное обучение в старших классах, но химия, физика и биология,
необходимые в комплексе будущему медику или металлургу, – в разных
профилях. Недостающее ему придется доучивать в вузе, и тем самым мы
отсрочиваем подготовку специалистов. Пятое. Переход на бакалавра-магистра. Бакалавр –
это человек, который владеет только основами теоретических
знаний. В качестве наиболее
ядовитых последствий этих перемен сообщаю: в большом количестве
педагогических вузов страны не будет специальности «учитель» – не будет
учителей математики, физики и т. д. Будут бакалавры и магистры
образования. Шестое. Вузы. Только что прошёл по стране скандал с оценкой
эффективности вузов. Но среди критериев нет ни одного, который оценивал
бы качество выпускников. Под сокращение пошли вузы, которые
являются системообразующими в регионах. Какое бы «не блестящее»
образование ни давала новокузнецкая педагогическая академия или барнаульский
мединститут – именно такие вузы обеспечивают учителями и врачами большую часть
территории России. Вы можете себе представить в отсутствие системы распределения
выпускника московского сеченовского мединститута, который поедет в глухую
деревню? И всё под фальшивым лозунгом
«Неужели вы хотите, чтобы вашего ребёнка лечил плохой врач или учил плохой
учитель!». Прежде чем улучшать качество образования, мы рискуем оставить
без учителей и врачей большую часть населения. Седьмое. Наука. Совершенно не заботятся о малом наукоёмком
бизнесе. Весной прошлого года была внесена весёлая поправка в Налоговый
кодекс: если предприятие, на свои деньги развивающее науку,
хочет получить налоговые льготы, оно должно подать в
налоговую отчёт с описанием своей интеллектуальной собственности. А
налоговаяимеет правопередавать
отчёты другим научным и техническим организациям для экспертизы. Хочешь
льготу – сливай свои ноу-хау?! Восьмое. Развал преподавательского и учительского
корпуса. Обсуждается
«стандарт учителя» – у нас что, других проблем нет, у нас огромная очередь
желающих работать учителями? Помните, у Рязанова в фильме «Гараж» был персонаж
жена Гуськова, которая постоянно стенала: «Почему опять
Гуськов?!». Проект стандарта учителя таков, что ему не может
соответствовать никто.
Учитель должен не только знать педагогику, психологию, методику, но и уметь
работать с инвалидами в инклюзивном классе, с трудными подростками, с детьми,
для которых русский не родной. Кроме того, чтобы получить первую и высшую
категорию, он должен писать научные работы, учебники, защищать диссертации,
выступать на научных конференциях. Это не задача учителя!Такие, как мой ученик и коллега директор лицея № 239 Максим
Пратусевич, у которого всё это есть, – скорее исключения. Но
ведь достойными учителями могут быть и педагоги в школах на окраинах, где нет
победителей международных олимпиад! Почему прежде не введут систему
аттестации чиновников Минобра?! – Потому что «опять Гуськов». - Систему образования с остатками независимости и с
энтузиастами хотят сделать доступной для манипулирования чиновниками. Ведь все показатели,
которыми пытаются оценивать работу учителей и вузовских преподавателей, –
сугубо формальные. Зато хороши тем, что цифирьку, не имеющую
отношения к реальной работе, чиновник может получить, не отрывая зад от
кресла. Дальше. В 2013 году исполнится 80 лет
становлению в нашей стране системы поиска особо одарённых детей. В 1933
году именно в Ленинграде была создана система такой работы – научная станция,
которая потом стала частью Дворца пионеров. Именно в нашем городе складывались
первые в стране олимпиады по математике. Что происходит сейчас:
фактически новый закон ликвидирует систему лицеев, гимназий и
спецшкол. Будет единая школа с возможностью профильного обучения в
старших классах. Мы уничтожаем питательную среду, которая
позволяла ребёнку недалеко от дома получать высококачественное и общедоступное
образование. Нет у нас столько педагогов, чтобы во всех
поселках городского типа и сельских школах учили одинаково прекрасно. У
нас их с трудом хватало на тонкий слой лицеев и гимназий. Мы, уничтожая этот
слой, не просто режем курицу, которая несёт золотые яйца, мы ещё и сжигаем
курятники. Мы уничтожаем один из важнейших социальных лифтов –
образование! Ломоносовых не будет – не смогут оплатить дополнительные
образовательные услуги! А в других странах одарённые дети
пользуются колоссальной поддержкой. Возьмем Китай:
экономика демонстрирует невиданные темпы роста; школьники – победители
международных олимпиад в командном и личном зачёте; таланты можно
набрать уже потому, что выборка огромная – можно бы почивать на лаврах. Но нет,
Китай проводит интенсивный поиск одарённых. В США крупнейшие
спонсоры работы с одарёнными детьми – ФБР, Агентство по национальной
безопасности, военная академия Уэст-Пойнт, Военно-морская академия, то
есть ведущие организации в системе обеспечения национальной безопасности. А
куда смотрят наши Академия ФСБ, ФАПСИ, ракетно-космические
войска? Им не нужны уже грамотные специалисты по атомной энергетике,
защите информации, запуску ракет? Недавно состоялась демонстрация модельной
методики работы с одаренными детьми. На индивидуальную работу с такими детьми
учителю выделяется 7,5 часа! В год! Что, по этим методикам будет
выращен хоть один Перельман или Смирнов? Если и да, то они получат у нас
вузовское образование, которое пока еще хорошее, и уедут в аспирантуру за рубеж.
Мы на экспорт их выращиваем! У меня есть одна забавная награда –
благодарность помощника президента США по науке и технологиям «За выдающийся
вклад в выступления американских команд на международных олимпиадах». Я не
команду американскую готовил – это некоторые мои ученики, которые эмигрировали с
родителями, завоевывали медали для американской команды. И тёплые слова
Билла Гейтса, сказанные мне во время его визита в Москву в благодарность за
воспитание ведущих разработчиков, которые работают у него в США, –
это ли было
целью моей педагогической работы? – Основная масса учителей понимают, что
происходит? - Они замордованы. Учитель думает, как бы набрать
баллы для аттестации – он работает с бешеной перегрузкой. Кстати, в новом законе есть пункт: размер нагрузки
на ставку определяет не закон об образовании в РФ, а локальные акты. А если
директор или муниципалитет решат, что ставка учителя должна быть 30 часов в
неделю? Или 36? Мы ведь и сейчас лукавим с учительской
зарплатой: считаем не оплату одной ставки, а
начисленную зарплату, так что некоторые учителя
получают «среднюю по экономике региона» за
двойную нагрузку, 36 часов в неделю. - Хоть что-то хорошее в законопроекте
есть? - В оглавлении и преамбуле
даются хорошие обещания. Но они не могут быть
выполнены теми средствами, которые есть в наличии. И
министерство изолгалось: собственное расследование
Общественного совета показало, что, с одобрения начальника
одного из министерских департаментов, в списки победителей финалов всероссийских
олимпиад много лет вносились фамилии детей, которые в них вообще не
участвовали. Соответственно, они получили денежные
премии и льготыпри поступлении в вуз. В обход
людей, которые годами и трудами этого права добивались! Министр публично
признал, что были приписки и незаконные предоставления
льгот. Публично, перед камерой в РИА «Новости». Но виновные не
наказаны, все при своих должностях. И когда эти же самые люди уверяют
нас, что новый закон и стандарты обеспечат широкодоступное образование высокого
уровня всем школьникам, стоит
ли им верить? - И что делать? - Если мы в виде исключения
выполним этот закон (а то у нас принято не исполнять), то
надеждам России на научно-технический рывок придёт конец.
Нашему образованию и науке нужно дать передышку. Мораторий хотя бы на два года
на какие бы то ни было реформы. И произвести ревизию итогов десятилетних
реформ, без этого мы ничего не изменим. Страшную вещь скажу. В апреле 2010 года состоялся
Госсовет, по итогам которого президент дал премьер-министру поручение
создать в стране две сети федеральных лицеев. Президентские в
федеральных округах, чтобы одаренный ребёнок мог получить образование, не уезжая
далеко от родителей, и сети лицеев при ведущих вузах для особо одарённых детей,
чьи выдающиеся способности проявились в раннем возрасте. Новый
закон, как видим, прямо игнорирует это поручение. В
какой стране можно внести в думу закон, который противоречит прямому указанию
президента, поручению президента и премьера и решению Госсовета? Если бы руководство страны признало реформы в
образовании ошибкой – насколько бы оно повысило свою репутацию в родительских
кругах и во всем научно-педагогическом сообществе! Это важнейший
политический шанс, который Россия не должна упустить, – консолидация нации
вокруг проблем образования и науки для обеспечения инновационного
высокотехнологичного развития страны. Подготовила: Анастасия Долгошева Комментарий:Как видим, смена министра образования с
А.А. Фурсенко на Д.В. Ливанова каких либо существенных изменений в процесс
«ре-формирования» не внёс. И это понятно, основным виновником реформы
образования является не только министры персонально (они всего-лишь «фигуры» в
чужой игре), но и большая часть кадровой базы МИНОбразования, позволяющая
агентам внешнего влияния проводить закулисную политику. Чтобы что-либо изменить,
необходимо воспитать кадры, а это длительный процесс, который сложно провести в
короткий срок.
В дополнение к уже вышеизложенному приведём несколько
сообщений.
Первое. Интернет-газета «Газета.ру» сообщила о том, что в «Великобритании
появятся школы с углубленным изучением математики, созданные
по образцу советских спецшкол периода «гонки вооружений». Об
этом пишет The Sunday
Times.» Таким образом, светоч «туманной демократии» –
«Великобратания» косвенно подтверждает, что достижения в области
образования Советского периода являлись наиболее эффективными и полезными в
мире.
Второе. Министр обороны России С.К. Шойгу заявил об отмене
реформы военного образования начатой при Сердюкове, приводящую
систему подготовки военных офицеров к «болонской системе», и
являющуюся, по мнению специалистов, уничтожением системы образования офицерского
состава. Об этом сообщила интернет-газета «Газета.ру».
Хочется надеяться, что это первый уверенный шаг к возврату контроля над
образованием в России, начавшийся в наиболее чувствительной сфере – организации
обороноспособности страны, который перейдёт и дальше в основную образовательную
среду.
Отдельно хотим добавить
следующее. Образование – это одна из сфер жизнедеятельности
общества. И менять его не меняя всё общество – не
получится! Меняя частности, общую картину не изменить. Поэтому
восстанавливать высокопрофессиональное, высоконравственное
образование необходимо только реализуя единый замысел
управления в отношении всех сфер жизни страны. Такой замысел
изложен в КОБ "Мёртвая Вода" – Концепции справедливого жизнеустройства
людей, теоритической платформе ВПП КПЕ. ИАС КПЕ
|