23 ноября текущего года контролируемая партией "ЕР" Госдума при поддержке
перебежчиков из ЛДПР поддержала предложенный Минфином и правительством
откровенно антимодернизационный проект бюджета на 2013-2015гг. Основной
финансовый документ на ближайшие 3 года в корне противоречит предвыборным
обещаниям президента Путина, ставит крест на самой попытке модернизации
отечественной экономики и закрепляет за Россией статус сырьевой колонии Запада и
рынка сбыта для глобального бизнеса. Одобренный Госдумой бюджет провоцирует
дальнейшую деградацию отечественной экономики, демонтаж финансово-экономического
суверенитета, подрыв научно-технического и производственного потенциала и ещё
большую архаизацию производственных отношений.
Нынешний бюджет в
принципе нереализуем из-за неадекватности базовых макроэкономических
предпосылок
В качестве базового сценария власти заложили
среднегодовые темпы роста российской экономики в размере 4,2% на протяжении
2013-2015гг., а темпы роста инфляции в размере 5,5% в 2013г. и по 5% в
2014-2015гг. В связи с тем, что озвученные цифры в принципе не достижимы, уже
сейчас можно говорить о том, что бюджет на ближайшие 3 года является фикцией и
попыткой выдать желаемое за действительное. Рассматриваемый Думой бюджет
нежизнеспособен изначально в силу неверных оценок макроэкономической ситуации в
стране и мире и провалится уже в середине 2013г.
Следует отметить, что
темпы роста российской экономики обвалились с 4,9% в первом квартале 2012г. до
едва заметных 2,3% в октябре даже на фоне стабильно высоких цен на нефть. К
концу года МЭР ожидает увидеть рост российской экономики в самом лучшем случае
на 3,5%, а в 2013г. не более чем на 3,7%. Тогда как МВФ понизил прогноз роста
российской экономики в 2012г. до 3,8%, а Всемирный Банк и Еврокомиссия ожидают,
что даже в случае сохранения высоких цен на нефть темпы роста ВВП России
окажутся ниже 4%.
Одновременно с этим годовые темпы роста инфляции на
фоне произвола монополистов, коррупционных поборов, удорожания кредитов и
завышения цен на товары со стороны перекупщиков подскочили с 2,5-3% в первые
месяцы 2012г. до 6,5% по итогам октября. Совершенно очевидно, что заложенный в
бюджет прогноз по инфляции на ближайшие 3 года в размере 5-5,5% является в
чистом виде маниловщиной и не имеет никакого отношения к действительности. При
реальной "социальной инфляции" для 70% населения с доходами ниже средней
заработной платы по стране в размере 12-17% это означает, что и без того
сокращающееся финансирование экономики, социальной сферы и ЖКХ сожмётся
дополнительно на 27-30%.
Антисоциальный бюджет – залог обнищания
населения
На фоне непрекращающихся рассуждений властей о "безусловном
исполнении взятых социальных обязательств" происходит беспрецедентное по
масштабам и стремительности с середины 1990-х годов урезание расходов на науку,
образование, здравоохранение и социальную поддержку населения. Власти продолжают
целенаправленно перекладывать социальные расходы на плечи и без того нищего в
большинстве своём населения, реализуя курс на скрытую приватизацию бюджетной
сферы и повышение платности базовых социальных услуг.
Даже с учётом
многократно заниженной в целях политкорректности и экономии бюджетных средств
прогнозной инфляции в 2013-2015гг. расходы федерального бюджета в целом
сократятся на 11,8%. Финансирование национальной экономики сожмётся на 17,9%,
образования – на 21,7%, культуры – на 13,1%, СМИ – на 44,2%, здравоохранения –
на 43,2%, охраны окружающей среды – на 10,2%, а находящееся в аварийном
состоянии ЖКХ с износом свыше 80% - на целых 43,8%.
Продолжение политики
"монетизации льгот" и скрытой приватизации бюджетной сферы уже привели к тому,
что даже базовые услуги дошкольного, школьного и высшего образования, а также
культуры, отдыха и здравоохранения стали недоступной роскошью для 60% населения
России, которых Институт Социологии РАН относит к бедным и нищим слоям
населения. Принятие поправок в ФЗ-83, введение образовательного стандарта вкупе
с урезанием бюджетного финансирования социальной сферы провоцирует рост
платности социальных услуг и падение качества жизни населения.
Под
руководством оккупировавших финансово-экономический блок правительства и
администрации президента "либеральных сектантов" российская бюджетная система
качественно деградировала и не выполняет целый ряд возложенных на неё функций.
Нынешний российский бюджет нацелен исключительно на выполнение фискальной
функции, связанной с решением сиюминутной задачи по наполнению бюджета
финансовыми ресурсами. При этом напрочь забыта и изо всех сил замалчиваются не
менее важные перераспределительная и стимулирующая функция бюджета, которые
обеспечивают равномерное перераспределение национального богатства и создание
стимулов для модернизации экономики, инноваций и развития высокотехнологичных
производств.
Помимо этого, предложенный идейными гайдаровцами проект
бюджета делает в принципе невыполнимыми предвыборные обещания президента Путина
– начиная от создания 20 млн инновационных рабочих мест, доведения средней
заработной платы преподавателей ВУЗов до 200% от среднего уровня оплаты труда в
регионе и заканчивая увеличением доли наукоёмкой продукции.
Изысканные на
их реализацию 1,14 трлн рублей получены не за счёт повышения расходной ведомости
бюджета и повышения собираемости налогов, а за счёт элементарного
перераспределения финансовых потоков и недофинансирования остальных направлений
бюджетной политики. Другими словами, в угоду популистским речёвкам властей и без
того хронически недофинансированные несырьевые отрасли обрабатывающей
промышленности, наукоёмких производств, здравоохранения, спорта, образования и
находящегося в аварийном состоянии ЖКХ будут дополнительно урезаны в
финансировании более чем на 1,1 трлн рублей в течение ближайших 3
лет.
Бюджет утраченной конкурентоспособности и упадка
В
течение 2013-2015гг. правительство намерено сократить расходы на национальную
экономику с 2,54% до 2% ВВП, на науку и образование – с 0,91% до 0,69%, на
здравоохранение - с 0,74% до 0,44%, на ЖКХ – с 0,21% до 0,12%, на физическую
культуру и спорт – с 0,08% до 0,04%, на социальную политику – с 5,96% до 5,5%, а
на охрану окружающей среды – с 0,04% до 0,03%.
Кроме того, в рамках
статей на поддержку национальной экономики власти планируют урезать реальные
расходы (с учётом официальной инфляции) на сельское хозяйство на 6,3%, на
транспорт – на 39,1%, на связь и информатику – на 48,8%, на общеэкономические
вопросы – на 31,8%, на водное хозяйство – на 24%, на лесное хозяйство – на
10,3%, тогда как финансирование ТЭК сократится аж на 98,8%. Притом что под
неутихающие разговоры о модернизации и инновациях бюджетное финансирование
исследований космического пространства подлежит урезанию на 15,7%, а прикладные
научные исследования не досчитаются аж 32,6%.
Ещё ни одной стране в мире
не удалось провести технологическое перевооружение производства, модернизировать
экономику и избавиться от "сырьевого проклятия" за счёт урезания бюджетных
расходов на развитие научно-технического потенциала. Успешный опыт США, стран
Европы, Японии, "азиатских тигров" и, безусловно, Китая говорит о том, что
только наращивание государственных расходов на развитие человеческого капитала
вкупе с ограничением коррупционного беспредела и ужесточением контроля за
расходованием бюджетных средств способно дать толчок модернизации и
инновациям.
Но отнюдь не бездумное накопление средств на чёрный день,
которые со временем превращаются в гробовые деньги. Борясь за такое спокойствие,
нужно понимать, что самое спокойное место находится именно на кладбище. И именно
туда правящие власти, насколько можно судить по их поступкам, ведут
отечественную экономику. Неудивительно, что объёмы выпуска наукоёмкой продукции
в России за последние 20-лет псевдорыночных преобразований обвалились в 3-20
раз, доля высокотехнологичной продукции в структуре промышленного производства
сжалась с 45-50% до 7%, а удельный вес России в мировом производстве наукоёмких
товаров упал с 6,5-7% до 0,3%.
Бюджет спекулянтов и
ростовщиков
Складывается устойчивое впечатление, что правительство и
Минфин осознанно и без всяких на то оснований втягивают Россию в долговую
кабалу, превращая бюджет в инструмент перераспределения национального богатства
и средств налогоплательщиков в пользу ростовщиков и спекулянтов.
Согласно
предложенному проекту бюджета, в течение ближайших 3 лет расходы федерального
бюджета на обслуживание государственного и муниципального долга подскочат с
426,6 до 513,7 млрд рублей, тогда как ещё в 2011г. на процентные платежи и
погашение тела кредита выделялось менее 262,7 млрд рублей. По этой причине доля
средств, перераспределяемых правительством в карманы спекулянтов и банкиров,
подскочит с 0,48% до 0,62% ВВП.
Правительство втягивает Россию в долговую
кабалу, планируя увеличение внешних и внутренних заимствований на 55-70%, в
условиях, когда у Минфина на счетах в коммерческих банках и Банке России без
дела лежит практически 7 трлн. рублей. Этих средств вполне достаточно, чтобы
почти 7 месяцев правительство могло вообще не собирать никакие налоги и при этом
в полном объёме финансировать все взятые на себя обязательства.
Россия
всё плотней садится на нефтяную иглу
В бюджете предполагается, что
ненефтегазовый дефицит федерального бюджета в 2013г. составит 9,7% ВВП, в 2014г.
- 8,7% ВВП, а в 2015г. - 8,5% ВПП. Аналогичные заявления российскими чиновниками
делались и ранее, что не помешало ненефтегазовому дефициту бюджета превысить
отметку в 9,7% ВВП в 2011г. и 12,6% в кризисном 2010г. Тогда как ещё в
2000-2005гг. в России наблюдался ненефтегазовый профицит бюджета в размере 0,7%
ВВП. По итогам 2012г. этот показатель должен составить не менее 9,5% ВВП или
практически половину всех расходов, что ставит всю российскую бюджетную систему,
а с ней социальные расходы и планы по модернизации в критическую зависимость от
цен на нефть и биржевых игр глобальных спекулянтов.
Ещё накануне
кризисного обвала 2008г. правительство планировало ограничить предельно
допустимую величину ненефтегазового дефицита федерального бюджета на уровне
3,4-4,7% ВВП. Однако уже в 2008г. без учёта нефтегазовых доходов дефицит
составил 6,4% ВВП, а в разгар кризисного 2009г. подскочил до 13,5%. При том, что
ещё в 2007г. ненефтегазовый дефицит не превышал отметку в
3,7%.
"Бюджетное правило" – крест на модернизации
В течение
"тучных нулевых" вместо ускоренного развития несырьевых секторов экономики,
возрождения наукоёмких производств и обрабатывающей промышленности высоких
переделов, что позволило бы существенно снизить избыточную зависимость бюджета в
целом и уровня жизни подавляющей части населения от цен на нефть, российские
власти предпочитали проедать нефтедоллары. Вместо стимулирования отраслевой
диверсификации экономики и создания дополнительных источников бюджетных доходов,
кремлёвские чиновники и правительство всё плотней подсаживали и продолжают
подсаживать российскую экономику на "нефтяную иглу".
Даже сейчас, в
условиях обострения глобальной конкуренции и сползания мировой экономики в
рецессию, вместо наращивания и без того неадекватно низких расходов на
фундаментальную науку, НИОКР, образование, здравоохранение, высокотехнологичную
промышленность, АПК и ЖКХ власти вводят "бюджетное правило". Которое под лозунги
о "бюджетной стабильности" будет ещё сильнее обескровливать отечественную
экономику трубы, провоцируя дальнейшую деградацию производства и загнивание
несырьевой промышленности.
Опыт 2000-2011 гг. прекрасно
продемонстрировал, что накопление резервов "на чёрный день" в ущерб
финансированию отечественной экономики и развитию научно-технического потенциала
лишь усиливает структурные перекосы в экономике и технологическую отсталость.
Закономерным результатом финансовой политики "валютного хомяка" стало то, что в
ходе кризиса 2008-2009гг. экономика России обвалилась сильнее и глубже стран
G-8, G-20, БРИКС и группы стран-нефтеэкспортёров.
Идейные наследники
"кудриномики" намерены продолжать изымать 3-5% ВВП из отечественной
деиндустриализированной "экономики трубы" и вывозить их за рубеж, финансируя
модернизацию не в России, а у стратегических конкурентов – США, ЕС, Японии и
т.д. При этом Минфин по-прежнему вместе с Банком России планирует размещать
средства налогоплательщиков под 1,5-2% в долговые бумаги США и ЕС, а затем
российские банки и компании будут занимать за рубежом российские же деньги под
7-8%.
Только в 2011г. потери Российской экономики от «ножниц процентов»
превысили 35-40 млрд долл., а Банк России оценивает чистые инвестиционные потери
российской экономики в одном только 2011г. в размере 50,7 млрд долл. - 1,5 трлн
рублей или совокупные расходы правительства на науку, образование,
здравоохранение, культуру, спорт, СМИ и ЖКХ. Всего же за период 2000-2011г.
чистый отрицательный результат (убыток) России от уплаты процентов, дивидендов,
ренты и прочих доходов на капитал иностранным кредиторам и оффшорным акционерам
превысил отметку в 303,1 млрд долл. Вкупе с чистым вывозом капитала частным
сектором (298,3 млрд долл.) и вывозом капитала государством по линии накопления
валютных резервов (459,9 млрд долл.), чистые финансовые убытки России от
хронического нежелания правительства финансировать отечественную экономики и
создавать мощную национальную инвестиционно-банковскую систему превысили 1,061
трлн долл. Это эквивалентно 3 годовым бюджетам России в 2011г. и 60% ВВП
страны.
Нежелание ограничить воровство, коррупцию и боязнь ударить по
рукам олигархов душит экономику
По-прежнему только по прямому методу
практически 60% доходов бюджета обеспечивается за счёт нефтегазовых платежей. С
учётом косвенных эффектов от просачивания нефтедолларов в экономику на долю
нефтегазовых доходов приходится не менее 75% всей доходной части
бюджета.
Российские власти в угоду коррумпированным чиновникам и
компрадорской олигархии наотрез отказываются от демонтажа позорной налоговой
системы, при которой бедные платят за богатых. Россия является единственной
крупной экономикой в мире, где на практике применяется регрессивная по своей
сути шакала налогообложения населения. Совокупная налоговая нагрузка на фонд
оплаты труда для 80% населения с доходами менее 33 тыс. рублей составляет 43% -
30% социальные платежи и 13% в виде НДФЛ. Тогда как в силу наличия верхней
границы отсечения, а также активному использованию разного рода дивидендных
схем, вывозу капитала в оффшоры и регистрации фирм-однодневок 1% населения
России (олигархи и коррумпированные чиновники), концентрирующий свыше 85%
крупной собственности в России, платят не более 10-13%.
Кроме того,
власти по-прежнему наотрез отказываются от пересмотра НДС и рассматривают его в
качестве фундамента бюджетной системы наряду с экспортными пошлинами и НДПИ.
Притом что именно НДС как налог на добавленную стоимость больнее всего бьёт по
наукоёмким отраслям промышленности, блокирует модернизацию и усиливает
примитивизацию производства. Тогда как добывающий сектор экономики и
производства первичных переделов, связанные с хищнической распродажей
невосполнимого минерального сырья, эксплуатацией природно-сырьевой ренты и
проеданием нефтедолларов, меньше всего страдают от НДС.
Вкупе с высокой
налоговой нагрузкой на фонд оплаты, к тому же носящей регрессивный характер, это
наносит сильнейший удар по стимулам для развития научно-технического потенциала
и созданию рабочих мест в наукоёмких производствах. Именно по этой причине
только по официальным данным Росстата свыше 65% ВВП, 73% капитальных вложений и
85% совокупных прибылей отечественной экономики оседает в карманах сырьевых
олигархов, естественных монополий, торговых посредников и металлургов. Невозможно обеспечить возрождение вертикально интегрированных
производственно-технологических цепочек добавленной стоимости в условиях, когда
не только посредники, перекупщики, монополисты и коррупционеры занимаются
откровенным рэкетом и изымают львиную долю добавленной стоимости через
безудержный рост тарифов и торговые наценки, но даже собственное государство
осознанно делает нерентабельным выпуск продукции с высокой добавленной
стоимостью.
По-прежнему нет продуманной и взвешенной налоговой политики,
стимулирующей развитие инноваций, осуществление НИОКР и внедрение современных
производственных и управленческих технологий. В экономически развитых странах от
35 до 50% совокупных затрат компаний на НИОКР, ноу-хау, модернизацию
производства и внедрение современных технологий.
Тогда как в России
возмещается не более 5% затрат компаний на инновации и стимулирование НИОКР, что
в принципе делает нецелесообразным какую-либо модернизацию производства и
инфраструктуры – под гнётом коррупционного произвола и беспредела монополистов
гораздо проще заниматься финансовыми спекуляциями, прокручивать нефтедоллары в
торговле и вывозить капитал в оффшорные гавани для дальнейшего демонстративного
потребления в фешенебельных странах, чем развивать производство. Притом что
совокупные расходы российского государства на НИОКР не превышают 0,8% ВВП, когда
в США, ЕС, Японии, Израиле и даже Китае государственное финансирование
научно-технического потенциала достигает 3-4% ВВП.
Более того,
по-прежнему сохраняется неприемлемая ситуация, при которой налогообложения труда
(13% по НДФЛ и 30% по социальным платежам) превышает налогообложение каптала (9%
налог на дивиденды), что способствует ещё большей имущественной поляризации
общества и расширяет пропасть между бедными и богатыми слоями
общества.
Неудивительно, что несмотря на все разговоры о преодолении
бедности, только по официальным данным Росстата разрыв в уровне учтённых доходов
10% наиболее богатых и наименее обеспеченных слоёв населения подскочил с 4-4,5
раз в конце 1980-х годов до 14 раз в 2000г. и 16 раз по итогам 2011г. С учётом
доходов от предпринимательской деятельности и доходов на капитал, а также
скрытых коррупционных прибылей, имущественная пропасть достигает 40-80 раз, что
в 5-8 раз превышает предельно допустимую отметку, гарантирующую поддержание
социальной стабильности.
Накануне Вернуться-->
|