2012-й стал первым годом по-настоящему массового обновления ВВС России.
Военному ведомству переданы десятки машин разных классов, что позволяет
формировать уже целые подразделения на новой технике. В ближайшие годы этот
процесс должен резко повысить способности ВВС решать боевые задачи, в том числе
за рубежом.
Перевооружение: не только численность
Сообщения о поставках в войска новой и модернизированной техники уже
перестали удивлять: переоснащение касается всех видов Вооруженных сил России.
Более интересны те новые свойства, которые обретает армия, авиация и флот,
получая новые боевые машины и вспомогательную технику.
ВВС России эти
изменения касаются в первую очередь: объем поставок новой авиационной техники в
прошедшем году превысили 150 самолетов и вертолетов всех классов, без учета
машин, проходящих ремонт и модернизацию. С учетом некоторого временного лага,
необходимого для освоения новых машин сначала инструкторами центров боевого
применения, а затем и строевыми летчиками, это означает, что в ближайшие год-два
достигнут готовности первые строевые подразделения тактической авиации,
полностью укомплектованные новой техникой.
Для ВВС России это будет
означать ряд существенных изменений. Во-первых, возрастут возможности боевых
действий на большом удалении от баз: как за счет большей дальности полета, так и
за счет того, что все новые боевые самолеты ВВС России имеют возможность
дозаправки в воздухе. При этом в качестве танкеров могут выступать не только
штатные заправщики ВВС - Ил-78, но и боевые самолеты, оснащенные контейнерами
УПАЗ - унифицированных подвесных агрегатов заправки. В чем-то эта методика
напоминает практику альпинистов, когда ассистирующая пара, несущая
дополнительные баллоны с кислородом, отдает их своим товарищам, цель которых -
непосредственное покорение вершины.
Во-вторых, резко возрастают
возможности поражения наземных целей. Вплоть до последнего времени Россия, по
сути, располагала только одним самолетом фронтовой (тактической) авиации,
способным применять против наземных целей достаточно широкую номенклатуру
управляемого вооружения - это бомбардировщик Су-24. Сегодня такой возможностью
обладают все новые боевые самолеты ВВС - включая истребители МиГ-29СМТ, Су-30СМ
и Су-35, а также модернизированные машины. Первую скрипку в борьбе с наземными
целями будут по-прежнему играть ударные машины - Су-34, модернизированные
Су-24М2 и многоцелевые истребители Су-30СМ, но сам по себе рост числа самолетов,
способных применять высокоточное оружие, означает серьезное изменение боевых
возможностей ВВС в ближайшие годы.
Этот рост подкрепляется также
увеличением закупок собственно высокоточных боеприпасов, объем производства
которых в текущем десятилетии должен вырасти многократно.
Следующим
существенным фактором является модернизация системы обучения и боевой подготовки
летного состава ВВС. Поставки учебных самолетов нового поколения, нового
наземного оборудования, вкупе с увеличившимся до ста часов в год и более средним
налетом, позволяет ожидать большей эффективности использования новой техники в
возможных боевых действиях. Напомним, что дефицит подготовленных пилотов в
строевых подразделениях до последнего времени был одной из главных бед ВВС
России.
Чего ждать?
Происходящие изменения, сами по
себе положительные, недостаточны для того, чтобы говорить о полноценном
возрождении ВВС России. Для этого необходим ряд дополнительных мер, в числе
которых на первом месте - улучшение инфраструктуры базирования и системы
обеспечения боевых действий. Новое руководство Минобороны уже заявило о
расширении прежних планов модернизации военных аэродромов, однако этим дело не
ограничится. Необходимым условием является рост числа "спецбортов" ВВС и морской
авиации - самолетов, предназначенных для разведки, радиоэлектронной борьбы,
дальнего радиолокационного обнаружения и управления и т.д. Эти машины, как
правило, создающиеся на базе коммерческих лайнеров, сегодня являются необходимым
элементом современных Военно-воздушных сил, отсутствие которого не позволяет
эффективно использовать даже самые современные боевые самолеты.
И
снова о заправке
Отдельно следует упомянуть и о специализированных
самолетах-заправщиках. Компенсировать их дефицит с помощью упомянутых выше
контейнеров УПАЗ можно лишь отчасти. Минобороны России предполагает серийное
строительство новых летающих танкеров на основе запущенного в серию в Ульяновске
модернизированного варианта самолета Ил-76, однако есть и еще один вариант
получения машин, способных выполнять эти задачи.
В России на хранении
находится несколько десятков гражданских авиалайнеров Ил-62 и Ил-86, в
значительной части сохранивших летный ресурс. Переделка коммерческих машин в
летающие танкеры, как непосредственно при постройке, так и уже готовых самолетов
- достаточно распространенная практика, и, возможно, ВВС России стоит обратить
внимание на этот резерв. Ремонт и модернизация лайнеров с установкой новых
двигателей и оборудования, если этим вопросом заняться сейчас, может дать ВВС
России во второй половине 2010-х годов 30-40 крупных летающих танкеров, которые
отнюдь не будут для них лишними. Если ограничиться лишь постройкой новых
самолетов, такое число может быть поставлено только к концу 2020-х годов, при
этом за счет уменьшения количества транспортников и летающих радаров, которые
также строятся на основе Ил-76.
Говоря о новых машинах этого класса,
стоит рассмотреть также варианты создания летающих танкеров для тактической и
армейской авиации на основе более легких самолетов - типа Ан-148/158 или
проектируемого многофункционального транспортного самолета МТС. Эти машины куда
дешевле в постройке и эксплуатации, чем их более тяжелые собратья, при этом
четырехмоторный летающий танкер с десятками кубометров топлива нужен далеко не
всегда. Появление "тактических танкеров" в количестве хотя бы 40-50 единиц резко
повысит гибкость тактической авиации, а также позволит задуматься об оснащении
оборудованием для дозаправки в воздухе вертолетов армейской авиации, что до сего
дня в России никогда не практиковалось.
В идеале собственным отрядом
заправщиков должна располагать каждая авиабаза тактической авиации ВВС России
или авиации ВМФ. Как минимум, эскадрилья таких машин должна быть в распоряжении
командующего Военно-воздушными силами каждого из военных округов и флотов. При
этом задумываться над подобными проблемами следует "уже вчера" - характерные для
потенциальных театров военных действий российских ВВС расстояния, будь то
Центральная Азия, Тихий океанили Заполярье - требуют полетов на расстояния,
превышающие стандартные.
|