Америка полна решимости
Роуз Геттемюллер уверяет: сегодня в рамках реализации программы по сокращению вооружений ведется масштабная работа. Подготовлено около трех тысяч документов и нормативно-правовых актов, налажена и отлично функционирует система по обмену данными о передвижениях носителей стратегических вооружений, что впервые дало возможность иметь четкое представление о их местонахождении в режиме реального времени.
Говоря о перспективах продолжения сотрудничества в сфере контроля над вооружениями, заместитель госсекретаря США сообщила, что работа ведется по нескольким направлениям. Особое внимание уделяется взаимодействию России и США – ведущим мировым ядерным державам. Так, в феврале 2006 года Соединенные Штаты объявили о запуске программы «Глобальное партнерство по ядерной энергетике», в рамках которой за прошедшие годы было организовано взаимодействие с десятками стран. В июле 2006-го в их число вошла и Российская Федерация.
Крупным достижением Роуз Геттемюллер назвала и заключение Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Ранее выступая в Вашингтоне на заседании сенатского Комитета по международным отношениям, она сказала: «Мы убедились в том, что Договор СНВ-3 действенный и в дальнейшем он поможет открыть дверь к новым, более сложным методам проверки. Контроль будет иметь критическое значение для любых планов по ядерному разоружению в будущем, и США полны решимости продолжить пошаговый процесс снижения общего количества ядерного оружия».
Тем не менее, несмотря на столь оптимистичные темпы ядерного разоружения, на повестке дня остается вопрос о том, действительно ли США стремятся ограничить себя в вопросах обороны и безопасности или же это не более чем проявление дипломатического этикета?
ДОВСЕ оказался неэффективен
Продолжая тему сотрудничества России и США в области контроля над вооружениями, представитель Госдепартамента раскрыла подробности этого взаимодействия. В настоящее время США ведут работу по дальнейшему сокращению не только стратегического ядерного арсенала двух стран, но и тактического ядерного оружия. Не остался без внимания и контроль над обычными вооружениями в Европе.
Несмотря на всячески подчеркиваемое стремление к открытости и диалогу, представитель администрации Барака Обамы не стала комментировать недавний отказ США поддержать инициативу России и Китая о запрете размещения оружия в космосе. Отказ симптоматичный, тем более что, по мнению ряда экспертов, принятая в Вашингтоне доктрина «Национальная космическая политика» дает старт новой гонке вооружений.
Говоря о проблемах, связанных с нестратегическим ядерным оружием, Роуз Геттемюллер сослалась на выступление президента США Барака Обамы в Сеуле. Тогда американский лидер признал, что в Америке оружия намного больше реальных потребностей.
В этой связи уместно добавить, что Вашингтон не только имеет самую мощную и оснащенную армию мира, но и является крупнейшим мировым поставщиком оружия на внешний рынок. Только в 2011 году США продали различного рода вооружений на 66 миллиардов долларов.
Официальная позиция Вашингтона относительно контроля над обычными вооружениями такова: Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) оказался крайне неэффективен. На Европейском континенте по-прежнему переизбыток вооружений, способный подорвать стабильность в регионе. Анализируя причины сложившейся ситуации, США пришли к выводу, что в основе происходящего лежит невыполнение обязательств по договору рядом стран. Полноценное исполнение данного соглашения способно существенно улучшить ситуацию.
Что беспокоит Вашингтон
Непонимание США вызывает тенденция дальнейшего наращивания военной силы некоторыми европейскими государствами. По мнению Вашингтона, безопасность в данном регионе находится на приемлемом уровне и в условиях надвигающегося экономического кризиса желание тратить ресурсы на усиление военного потенциала выглядит неразумно. Регионом, в котором такая тенденция выражена наиболее ярко, является Кавказ. В рамках решения этой проблемы создана специальная комиссия и принята долгосрочная программа сокращения вооружений. Но эффективность работы будет достигнута только при качественном анализе ситуации, согласованности действий всех участников и постоянном диалоге.
Кстати, озабоченность проблемой увеличения вооружений на Кавказе никак не мешает Вашингтону продолжать поставки военной техники Грузии, мотивируя это оказанием помощи и обеспечением безопасности. Параллельно США выражают особую озабоченность в связи со значительным ростом оборонного бюджета России.
Не менее важным вопросом для администрации Барака Обамы является контроль за оружием массового поражения, расположенным на Ближнем и Среднем Востоке. В первую очередь речь идет о таких участниках «ядерного клуба», как Индия и Пакистан. В отношении этих государств ведется интенсивная работа, между всеми заинтересованными сторонами налажено тесное взаимодействие. Комментировать конкретные результаты этой деятельности представитель Госдепартамента не стала, сославшись на строгую конфиденциальность.
Заканчивая выступление, заместитель госсекретаря также выразила беспокойство по поводу взаимодействия с Китаем. По ее словам, КНР в настоящий момент не уделяет должного внимания проблеме сокращения вооружений, а напротив, наращивает свой ядерный потенциал. Тревогу вызывает и нежелание Поднебесной обеспечить доступ к информации о состоянии своих стратегических вооружений. Кроме этого США волнует отсутствие четкой информации о количестве ядерных боезарядов, которыми располагает Пекин.
Чем озабочена Москва
После окончания доклада представитель Госдепартамента США ответила на ряд вопросов, которые беспокоят российское экспертное сообщество. Основным из них уже долгое время является создаваемая США система противоракетной обороны и размещение ее элементов в Европе. Эти намерения вызывают серьезную озабоченность в Москве. Как считают эксперты, система может угрожать российскому стратегическому ядерному потенциалу. В качестве комментария с американской стороны была озвучена официальная позиция Вашингтона, которая не стала для собравшихся неожиданной. Суть ее заключается в том, что создаваемая национальная система ПРО США не направлена против России. Основная цель ее разработки – нивелирование потенциальной угрозы со стороны таких стран, как Иран и Северная Корея.
Между тем все без исключения российские эксперты, включая руководителей государства, не согласны с этим утверждением по многим причинам. Иран ни в настоящее время, ни в отдаленной перспективе неспособен создать ракетное оружие, которое сможет достичь территории США. Ситуация с Северной Кореей аналогична. В ответ на это США заявляют, что очень важно продолжать вести диалог не только по данной проблеме, но и по всему широкому спектру вопросов, касающихся обеспечения прозрачности двусторонних отношений.
Руководство России неоднократно высказывалось в том ключе, что мнение российской стороны откровенно игнорируется.
Работа на перспективу
Отдельное внимание по просьбе присутствовавших экспертов было уделено вопросу взаимодействия между странами – участницами НАТО в части выработки совместных решений. Разные страны имеют свою точку зрения на ту или иную проблему, в результате принятие согласованного решения может затянуться или вообще окажется невозможным. Излишняя решительность самых молодых стран – участниц НАТО зачастую противоречит позиции остальных членов этой организации.
Еще один острый вопрос, на который пришлось отвечать представителю Соединенных Штатов, – проблема размещения ядерного оружия США за пределами своей территории, в частности в ряде европейских стран. Роуз Геттемюллер отметила, что количество этого оружия незначительно и не оказывает существенного влияния на ситуацию в регионе. Вместе с тем заместитель госсекретаря обратила внимание, что любая договоренность или взаимовыгодное решение должны приниматься с учетом позиций всех заинтересованных участников.
Что касается работы на перспективу, то здесь Геттемюллер вновь подчеркнула правильность выбранного курса по дальнейшему сокращению стратегических ядерных вооружений России и США и добавила, что ситуация с обычными вооружениями гораздо сложнее и сейчас ее можно характеризовать как застой. По мнению США, договор ДОВСЕ, несмотря на крайне низкую эффективность, остается прочным фундаментом для дальнейшего построения эффективной и безопасной системы контроля над вооружениями.
Справка «ВПК»
СНВ-3 стал седьмым в серии двусторонних договоров между СССР/Россией и США об ограничениях стратегических ядерных сил. Напомним читателям «ВПК» хронологию соглашений, подписанных между СССР И США, касающихся ограничения стратегических вооружений.
Первым таким договором стал ОСВ-1, подписанный в 1972 году. Он закрепил количество средств доставки ядерного оружия для каждой из сторон на том уровне, на каком они находились на момент подписания. Соглашение предусматривало и принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, в количестве, в котором были ранее списаны устаревшие БР наземного базирования. Следующий договор – ОСВ-2 подписан в 1979 году. Он запрещал вывод ядерного оружия в космос, а также устанавливал максимальное число как носителей, так и собственно ядерных зарядов.
Третьим в этом ряду стал Договор о сокращении СНВ – бессрочный. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, подписанный в 1987 году, запретил разработку и развертывание баллистических ракет с дальностью от 500 до 5500 километров.
Договор СНВ-1 заключен между СССР и США 31 июля 1991 года в Москве и вступил в силу 5 декабря 1994-го. Условия договора запрещали любой из сторон размещать на боевом дежурстве более 1600 единиц средств доставки ядерного оружия (МБР, БРПЛ, стратегические бомбардировщики).
Договор СНВ-2 подписан Борисом Ельциным и Джорджем Бушем в 1993 году. Документ ратифицирован в США в 1997-м, в России – в 2000-м.
В мае 2002 года, через несколько месяцев после объявления о выполнении условий Договора СНВ-1 подписан Договор СНП, ограничивавший количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700– 2200 для каждой из сторон. При этом состав и структура попадавших под сокращение вооружений определялись сторонами самостоятельно и никак не регламентировались в договоре. Договор вступил в силу 1 июня 2003 года (срок действия истекает 31 декабря 2012-го, срок действия СНВ-1 истек 5 декабря 2009-го). Договор СНВ-3 заменил СНВ-1 и отменил действие Договора СНП от 2002 года.