Пентагон работает над взятием в кольцо Евразии и окружением Евразийского тройственного союза, образованного Китаем, Россией и Ираном. Однако на любое действие есть своё противодействие.
Ни одна из этих трёх евразийских держав не будет сидеть, сложа руки, словно идеальная мишень для США. Пекин, Москва и Тегеран – все они принимают свои собственные особые контрмеры для противодействия реализуемой Пентагоном стратегии военного окружения.
В Индийском океане китайцы развивают свою военную инфраструктуру под то, что Пентагон называет китайской «жемчужной нитью». Иран проходит через процесс военно-морской экспансии, который предусматривает развёртывание сил его флота всё дальше и дальше от домашних вод Персидского и Оманского заливов. Кроме этого, все три евразийские державы вместе с некоторыми их союзниками представлены военно-морскими судами, выставленными возле побережья Йемена, Джибути и Сомали, в геостратегически важном морском коридоре Аденского залива.
Глобальный противоракетный щит США является составной частью стратегии Пентагона по взятию в кольцо Евразии и трёх этих держав. В первую очередь, эта военная система направлена на установление американского ядерного превосходства путём нейтрализации ядерного ответа России или Китая на нападение США или НАТО. Глобальная система противоракетной обороны имеет целью предотвращение любой реакции или ядерного «второго удара», нанесённого русскими или китайцами в ответ на «первый удар» Пентагона.
Российская военно-морская экспансия против глобальной системы ПРО США
Всем новым сообщениям о составных элементах американского противоракетного щита, которые вводятся в действие в других частях мира, придаётся характер сенсации, в плане того, как они изображают его географическое расширение в качестве нового события. Эти сообщения игнорируют тот факт, что противоракетный щит изначально проектировался как система планетарного масштаба, состоящая из стратегически расставленных по всему миру элементов. Пентагон планировал его в девяностых, а возможно и намного раньше. Япония и союзники Пентагона по НАТО с самого начала в той или иной степени были его партнёрами по данному военному проекту.
Китайцы и русские уже давно в курсе о глобальных амбициях Пентагона относительно системы ПРО и делали совместные заявления, осуждающие её как дестабилизирующий проект, который нарушит стратегический баланс сил в мире. В июле 2000 года Китай и Россия, совместно с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном даже выпустили многосторонние заявления, в которых предостерегли о том, что создание глобального противоракетного щита Пентагона негативно скажется на мире во всём мире, а также указали на то, что это противоречит Договору об ограничении ПРО. Правительство США неоднократно предупреждали о том, что предпринимаемые им шаги приведут к поляризации мира на враждующие лагеря, напоминающей ситуацию холодной войны. Предупреждение это было надменно пропущено мимо ушей.
Теперь русские в характерной для них манере делают весьма практичные шаги по обезвреживанию пентагоновского щита глобальной ПРО. Эти шаги предполагают расширение масштабов присутствия их страны в открытом море и повышение возможностей их военно-морских сил. Москва планирует открыть новые военно-морские базы за пределами своих территориальных вод, вне береговой линии как Чёрного, так и Средиземного моря.
Российская Федерация уже обладает двумя военно-морскими базами за пределами своей территории; одна находится в украинском порту Севастополь на Чёрном море, а другая – в сирийском порту Тартус в Средиземном море. В качестве подходящих мест дислокации для новых российских баз Кремль сейчас рассматривает Карибское море, Южно-Китайское море и восточное побережье Африки (в близком соседстве с Аденским заливом). Первоочередными кандидатами на то, чтобы разместить у себя российские военно-морские базы в этих водах, являются Куба, Вьетнам и Сейшелы.
Русские уже имели опыт присутствия во вьетнамском заливе Камрань до 2002 года. Вьетнамский порт стал для Советов своим с 1979 года, а затем, после распада в 1991 году Советского Союза, принимал у себя российские ВМС. До 2001 года Россия также продолжала поддерживать постсоветское военное присутствие на Кубе через центр радиоэлектронной разведки в Лурдесе, который осуществлял слежение за США.
В дополнение к этому Кремль обустраивает военную инфраструктуру на своём арктическом побережье. На севере будут открыты новые арктические военно-морские базы. Здесь имеет место частичное наложение с осторожной российской стратегией, которая охватывает Северный полярный круг. Её проведение обусловлено двумя двойственными задачами. Одна задача заключается в защите территориальных и энергетических интересов России от государств НАТО на Хребте Ломоносова. Другая цель состоит в обслуживании потребностей российской стратегии в Мировом океане.
Москва осознаёт, что США и НАТО хотят в сдерживающей манере окружить её военно-морские силы на Чёрном и в Средиземном море. Индикатором этого стратегического уклона и стремления являются действия США и ЕС по контролю и ограничению российского доступа к Сирии. Шаги, направленные на стратегическое окружение российских военно-морских сил являются одной из причин, почему Кремль хочет иметь военно-морские базы в Карибском, Южно-Китайском море, а также на восточном побережье Африки.
Развёртывание военно-морской инфраструктуры России на Арктике и открытие российских военно-морских баз в местах, подобных Кубе, Вьетнаму и Сейшельским островам, обеспечит присутствие российских военно-морских сил, по сути, в любой точке Мирового океана. Российские корабли имели бы многочисленные точки выхода в международные воды и надёжные портовые базы за границей. Эти базы дадут русским постоянные причальные сооружения, как в Атлантическом, так и Индийском океане.
У российских должностных лиц будущие заморские базы флота, как и та, что в Сирии, упоминаются не как «военно-морские базы», а проходят под другими терминами. Москва называет их «пунктами материально-технического обеспечения» или тыловыми базами флота, чтобы они звучали не так пугающе. Терминология не играет тут особого значения. Назначение этих военно-морских объектов, как бы они не назывались, подчинено задаче достижения намечаемых в общих чертах военно-стратегических целей.
На настоящий момент постоянные портовые базы у русских есть только на своей собственной береговой линии Северного Ледовитого и Тихого океанов. Кроме того, превосходный доступ к открытым международным водам имеет военно-морская инфраструктура на российском Дальнем Востоке, на его тихоокеанском побережье. Военно-морская инфраструктура Москвы на Балтике, как и на Чёрном море, находится в географически стеснённом окружении и в случае конфронтации с США и НАТО может быть заблокирована. Появление военно-морской инфраструктуры в таких местах как Куба могло бы дать России действенные гарантии того, что её ВМС будут иметь свободу действий в отсутствие внешних ограничений со стороны США и их союзников.
Новая ядерная позиция России на море
Исторически, призвание военно-морского флота российских вооружённых сил заключалось в защите российского побережья. И Россия, и Советский Союз в своей оборонительной стратегии исходили из необходимости противостоять крупному наземному вторжению. По этой причине характеристики как российских, так и советских военно-морских сил всегда определялись задачами, вспомогательными по отношению к борьбе с наземным вторжением. Таким образом, в организационном отношении российский военно-морской флот не строился как наступательная ударная сила. Однако такое положение вещей меняется, что представляет собой один из элементов реакции Москвы на стратегию окружения Пентагона.
Россия, подобно Китаю с Ираном, теперь фокусируется на военно-морской мощи.
Россия модернизирует и усиливает свой ядерный военно-морской флот. Российские СМИ говорили об этом как о новой попытке их страны добиться «военно-морского господства». Цели Москвы заключаются в установлении ядерного превосходства её военно-морского флота при помощи возможностей нанесения удара ядерным оружием морского базирования. Это прямая реакция на глобальный противоракетный щит Пентагона и окружение России и её союзников.
К 2020 году российский флот пополнится более чем 50 новыми военными кораблями и более чем 20 новыми подводными лодками. Смертоносными ядерными возможностями будут обладать около 40 процентов новых российских субмарин. Этот процесс был запущен после того, как Белый дом во главе с Бушем-младшим начал делать первые шаги по созданию в Европе противоракетного щита США.
В последние несколько лет начали давать о себе знать российские контрмеры против американской системы ПРО. В 2011 году на Белом море, где расположен порт Архангельск, стартовали испытания подлодки класса «Борей». В том же году было объявлено о разработке предназначенной для размещения на подводных лодках баллистической ракеты «Лайнер», которая, как сказано, способна преодолевать ПРО США. Секретные испытания «Лайнера» в 2011 году проводила российская подводная лодка в Баренцевом море.
Назревает новый Карибский кризис?
Если будет достигнуто соглашение с Гаваной, всегда есть вероятность того, что Россия разместит ракеты на Кубе, как в своё время это сделали Советы. Если вступить в область гипотетического, скорее всего, эти российские ракеты были бы оснащены ядерной боеголовками. Упрощённо это можно изобразить как повторное воспроизведение сценария, который в 1962 году привёл к Кубинскому ракетному кризису между США, СССР и Кубой. Однако предпосылки у этой истории времён холодной войны, её причин и последствий, гораздо шире.
Главным устроителем кубинского кризиса было американское правительство. Развёртывание советских ядерных ракет на Кубе было стратегически ассиметричным ходом, призванным уравновесить тайное размещение в Турции американских ядерных ракет, наведённых на советские города и их жителей. Правительство США скрывало от своих граждан факт наличия в Турции американских ракет, которые были нацелены на население Советского Союза, потому что это вызвало бы в американском обществе многочисленные вопросы о том, кто же является истинным агрессором и какая сторона виновна в разжигании кризиса 1962 года. Размещение в будущем российских СЯС на Кубе могло бы сходным образом стать ответом на окружение Пентагоном России и её союзников при помощи ядерного оружия. В случае, если на Кубе будут развёрнуты ядерные ракеты и начнётся кризис, то ответственность за него, как и в 1962 году, вновь ляжет на американское правительство
К тому же о российском присутствии на Кубе идут одни лишь разговоры. Никаких конкретных договорённостей на правительственном уровне между Гаваной и Москвой нет, не было речи и о размещении российских ракет на Кубе. Любые высказывания о действиях России на Кубе – не более чем догадки.
Проводимая Россией модернизация ядерного оружия, состоящего на вооружении её флота, значит гораздо больше, чем любая будущая российская база на Кубе или где-либо ещё. На практике, новая позиция России в отношении ядерного оружия морского базирования позволяет ей с умом расставить многочисленное мобильное ядерное оружие по периметру США. Иначе говоря, у России есть «многочисленные Кубы» в форме подвижных плавучих военно-морских платформ, которые могут быть развёрнуты в любом уголке планеты. Это ещё одна причина, по которой Россия занята развитием своей зарубежной военно-морской инфраструктуры. России будет доступен вариант с окружением Соединённых Штатов или заходом с фланга при помощи своих собственных ударных ядерных сил морского базирования.
Перед военно-морской стратегией России поставлена разумная задача противодействия глобальной системе ПРО Пентагона. Одной из составляющих этого процесса является заимствование Кремлём политики упреждающего ядерного удара в качестве ответной реакции на агрессивную доктрину превентивного ядерного удара, принятую после окончания холодной войны Пентагоном и НАТО. В том же году, котором прошли испытания русскими «Лайнера», командующий РВСН РФ генерал-полковник Каракаев сообщил, что в недалёком будущем российские МБР станут «невидимыми».
Мир всё больше и больше милитаризуется. Действия и шаги США вынуждают теперь других игроков на мировой арене произвести пересмотр и переоценку своих военных доктрин и стратегий. Россия – только одна из них.