Несмотря на то, что война закончилась 67 лет назад, а с ней прекратились и
поставки по ленд-лизу, мы всё ещё не рассчитались с США за военную технику и
вооружения, продовольствие и снаряжение, запчасти и ГСМ... Окончательный срок
погашения нашего долга – 2030 год.
Как это может быть?
Справедливости ради, отметим, что благополучная Великобритания рассчиталась
со своим долгом по ленд-лизу перед США и Канадой только 29
декабря 2006 года. Так, может быть, правы те, кто считает ленд-лиз
кабалой, долю поставок в общем объёме – незначительной, а
получаемые образцы техники и вооружения – устаревшими?
Оплачено кровью
Закон о ленд-лизе был принят конгрессом США 11 марта 1941 года. По нему
Америка передавала своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику,
продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Предполагалось,
что «поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё,
другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не
подлежат оплате». Платить нужно было лишь за то, что оставалось
после войны в целости и могло быть использовано странами – получательницами
помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Правда,
существовала какая-то хитрая схема «обратного ленд-лиза», по которой
СССР отправлял в СШАзолото, платину, древесину, марганцевые и
хромированные руды и т.п. Больше похоже на бартер, но это казуистика
международных договоров.
После окончания войны был определён объём поставок США по ленд-лизу в СССР:
он составил 11,3 млрд. долларов США. (По данным из других источников – около 10
млрд. долларов.) Американцы попросили частично оплатить гражданские поставки,
находившиеся на складах на 2 сентября 1945 года. Поскольку СССР не сообщил своих
данных инвентаризации, американцы оценили эти поставки в 2,6 млрд. долларов, а
через год сократили эту сумму вдвое. Но, как сказал Сталин, «СССР сполна
расплатился по долгам ленд-лиза кровью».
Китай платить не будет
В октябре 1972-го между СССР и США было подписано торговое соглашение. Тогда
была установлена окончательная сумма нашего долга и сняты цензурные запреты на
тему ленд-лиза. СССР обязался заплатить 772 млн. долларов,
включая проценты, к 2001 году. К июлю 1973-го были осуществлены 3 платежа на
общую сумму 48 млн. долларов, после чего выплаты были прекращены в связи с
вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (поправка
Джексона-Вэника).
В июне 1990 года были установлены новый срок окончательного погашения
задолженности (2030 г.), а также сумма – 674 млн. долларов.
После распада СССР долг был переоформлен на Россию. Что-то выплачивалось, но
окончательного расчёта так и не произошло. Знающие проблему специалисты считают,
что из общего объёма американских поставок по ленд-лизу Советский Союз, а затем
и Россия признали, а затем частично оплатили 722 млн. долларов,
то есть около 7%.
По другому пути пошла Франция в 1946 году: она сделала американцам ряд
торговых уступок. В частности, существенно увеличила квоты на показ иностранных
(в первую очередь американских) фильмов на французском кинорынке. А вот Китай
свой долг как не погашал, так и не собирается этого делать.
Итак, какова же ленд-лизовская доля в общем количестве
произведённых/поставленных в СССР в 1941-1945 годах техники, сырья и вооружения?
(См. схему.)
А ещё были паровозы и вагоны, станки и оборудование, радиостанции,
радиоприёмники и локаторы, рельсы и автопокрышки, алюминий и медь, телефонный
провод и морской кабель, сахар и хлопок, продовольствие и обувь и многое-многое
другое. Но дело в том, что основные поставки пришлись на 1943-1945 годы, когда
и так всё было ясно. В 1941-1942 годах в СССР поступило всего
7% отправленных за годы войны из США грузов. При этом по
ленд-лизу не поставлялись новейшие образцы вооружений и
техники, которые производились в тот период в огромных количествах, да
и качество поставляемых образцов желало быть лучшим.
Кому выгодно?
Так была ли нужна эта помощь, и насколько она была выгодна сторонам?
Вот что пишут исследователи. «Кроме упомянутых прежде товаров – золота, леса,
пушнины, икры, рыбы, которые, однако, не всегда числились в списках «обратного
ленд-лиза», а нередко были и коммерческим экспортом, – Советский Союз
предоставил союзникам услуги: обеспечение и обслуживание иностранных судов,
приходящих в наши северные порты, частичное снабжение войск союзников в Иране»,
– утверждает историк Паперно. А его коллега Якушевский приводит свидетельства
западных авторов о том, что ленд-лиз был выгоден обеим сторонам: «На выгодность
и высокую рентабельность поставок Советскому Союзу по ленд-лизу неоднократно
указывали в период Великой Отечественной войны государственные и политические
деятели США и Англии. Во время
англо-американской конференции в Касабланке в январе 1943 года Рузвельт отмечал:
«Поставки в Россию – это выгодное вложение капитала». Черчилль
говорил о необходимости увеличения военной помощи России, ибо «никакая другая
форма вложения капитала не может обеспечить лучшие военные дивиденды».
Караваны шли с востока
Благодаря Валентину Пикулю и его роману «Реквием каравану PQ-17» сложилось
ложное представление, будто все поставки по ленд-лизу производились северными
конвоями в советские порты Мурманск и Архангельск. Северный маршрут был самым
коротким, но вместе с тем и самым рискованным. Большая часть поставок
осуществлялась по дальневосточному и трансиранскому маршрутам. Дальневосточный
маршрут являлся самым стабильным и результативным. Около 50% всех
грузов, поставленных по ленд-лизу, было переработано в портах Дальнего
Востока. И, наконец, трансиранский маршрут, которому из-за малоизвестности нужно
уделить особое внимание.
19 сентября 1941 года Черчилль писал Сталину: «Я придаю большое значение
вопросу об открытии сквозного пути от Персидского залива до Каспия не только по
железной дороге, но и по автомобильной магистрали, к постройке которой мы
надеемся привлечь американцев с их энергией и организационными способностями».
Однако широкомасштабные военные действия в районе Персидского залива начались
задолго до этого послания. Операцию по захвату иракского порта Басра британские
«коммандос» провели ещё в апреле 1941-го. И первый ленд-лизовский американский
завод заработал там до нападения Германии на СССР!
К лету 1941-го в Иране сложилась весьма напряжённая обстановка. Учитывая, что
Гитлер планировал поход на Индию с последовательным захватом ближневосточных
стран, Иран был наводнён немецкой агентурой. 25 июля в Иран вступили с юга
британские войска, с севера – советские и одновременно устранили всю известную
агентурную сеть Германии.
В ходе подготовки к приёму ленд-лизовских грузов, порты в Хорремшехре,
Бандар-Шахпуре и Басре были реконструированы, на берегах Персидского залива
возвели крупные сборочные авиационные и автомобильные заводы, полевые склады для
комплектования и обработки грузов. Союзники также модернизировали необходимые им
шоссейные и железные дороги, построили аэродромы. Прежде всего, была
реконструирована железная дорога от Персидского залива до Тегерана и на базе
просёлочных дорог построены современная автомагистраль с твёрдым покрытием,
станции технического обслуживания. Из Великобритании и США были доставлены сотни
дизельных локомотивов, тысячи грузовых вагонов и платформ, а также грузовых
автомобилей.
Самолёты первое время собирали в Маргиле и Шуайбе, а после создания авиабазы
в Абадане для перегона сформировали 2 советских авиаполка, укомплектованных
опытными лётчиками-фронтовиками. Часть машин направлялась разобранными и
собиралась уже в СССР.
Группой американских военных специалистов, отправленных в Иран, руководили
русские. Контролировал перевозки южным путём ни кто иной, как Анастас Иванович
Микоян – зампред Совнаркома СССР. На сборочных заводах работали местные жители –
арабы и персы, администрация состояла из американцев и англичан, а принимали
продукцию советские военные специалисты.
В марте 1943 года надзор за Трансиранской железной дорогой и портами
Персидского залива взяли на себя американцы. С середины года заработали
сборочные предприятия в местечках Эш-Шуайба (на юго-западе от Басры, Ирак) и
Андимешк, что на Трансиранской железнодорожной магистрали. Сразу поток
увеличился – с юга стало поступать до 10 000 автомобилей в месяц. Только
автосборочный завод в Андимешке отправил в СССР около 78 000 машин – вот что
значит американская технология масс-продакшн! Всего же южным путём мы получили
две трети ленд-лизовских автомобилей.
Однако у трансиранского маршрута, как и у арктических конвоев, были свои
недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (путь конвоя от Нью-Йорка
до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75
дней, а затем время уходило еще и на проход груза по Ирану и Кавказу или
Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация. С удалением
фронта от границ СССР этот путь потерял своё значение, и в 1945-м ленд-лизовские
грузы пошли через Чёрное море.
Закончить хочется выдержкой из статьи Уилсона, профессора
Канзасского университета: «То, что Америка пережила во время войны, в корне
отличается от испытаний, выпавших на долю её главных союзников. Только
американцы могли назвать Вторую мировую войну «хорошей войной»,
поскольку она помогла значительно повысить жизненный уровень и потребовала от
подавляющего большинства населения слишком мало жертв…»
Источник
Постоянный адрес статьи - http://ru-an.info/news_content.php?id=1881