После проведенных в течение последнего времени президентом Путиным кадровых перестановок в российском Правительстве (начиная с отставки главы Минрегиона Олега Говоруна), начала формироваться мысль о концепции нового президента.
Еще до прихода Владимира Путина на третий президентский срок многие высказывали идею о том, что если кандидат Путин желает завоевать больше симпатий со стороны представителей российского общества, то ему придется в некотором роде перестраивать отношение к политической системе. Такого кандидата даже наделили специфическим статусом «Путин 2.0», подразумевая необходимость выхода на новый уровень проведения государственной политики – политики, при которой любой политический, скажем так, авторитет может быть порушен, если человек, занимающий ту или государственную должности, превышает свои должностные полномочия и откровенно встает на путь коррупционной деятельности.
И, по всей видимости, Владимир Путин, действительно решил провести своеобразную ручную перенастройку властной системы в России. Дело в том, что череда перестановок последних нескольких дней и недель – это далеко не те ельцинские взмахи шашкой, когда в итоге менялись министры и председатели Правительства как картинки с калейдоскопической суетой и хаотичностью, не принося позитивного результата, а приводили к порой еще большей разбалансировке государственного механизма. Путин действует более осмотрительно и при этом работает исключительно превентивно, вычленяя из государственного механизма тех управленцев, которые показали себя, мягко говоря, не вполне эффективными.
Сторонники Путина видят в действиях президента выверенную составляющую, при которой отставки проводятся таким образом, что они не разрушают созданной политической системы, а ведут к ее оздоровлению. Путина в таком случае можно сравнить с опытным хирургом, который решается на достаточно сложную операцию, которая может первоначально даже несколько ухудшить состояние «больного», но зато потом – уже в ближайшей перспективе – способна привести к оздоровлению организма.
Критики президента видят в действиях Путина непременное желание избавиться от «своих людей», которые слишком далеко зашли при однозначном, с точки зрении самих критиков, попустительстве и покрывательстве со стороны высших властей страны. Однако если рассматривать эту точку зрения, то получается, что Путин был бы подвергнут со стороны либеральных сил жесткой критике в любом случае. Оставил бы на месте министров, ведомства которых стали слишком часто фигурировать в плане реализации коррупционных схем, - заявили бы, что Путин продолжает вариться в собственном соку, не выносит сор из избы, и тем самым покрывает всех и вся среди властной элиты. Но Путин министров на месте не оставил. Тогда либеральные слои населения, взяв совсем небольшую паузу и пораскинув мозгами, нашли новый повод для критики, о котором было сказано выше: мол, президент захотел остаться чистым, и всё в этом роде… В общем, вилка либеральной критики на то и существует, чтобы пытаться нажить себе политических очков в связи с любым решением главы государства.
Однако на сей раз эта критика уже сама не выдерживает никакой критики, потому что действия президента Путина доказывают, что главный пост в государстве занимает человек, который способен меняться сам и корректировать политическую систему так, как то будет эффективнее для развития страны. Кто-то рассуждал про политический застой… И?..
Безусловно, не нужно думать, что снятие с должностей пары министров тут же поставит Россию на рельсы тотальной модернизации и поведет прямиком к светлому будущему. В конце концов, не в этом главный смысл президентских решений. Их главный смысл сводится к тому, чтобы дать сигнал всем поголовно чиновникам, что от качества выполнения ими своих обязанностей зависит то, насколько ровно они будут сидеть на занимаемых местах. При этом путинское невербальное послание для армии чиновников не сводится к остервенелому «всех казнить, всех перевешать». Президент использует более чем цивилизованный метод: не справляешься – подберем того, кто готов справиться; не справляешься и нарушаешь закон – есть работа для следственных органов. Это вполне спокойный сигнал, но ведь, по большому счету, для нашей страны он вполне сродни революционным переменам во власти. Нет, революция здесь – это вовсе не снятие того или иного госчиновника с должности и заведение в отношении него или его ближайших подчиненных уголовных дел; под революцией здесь стоит понимать ситуацию, при которой власть не собирается заигрывать сама с собой, а готова пойти на вполне цивилизованную и своевременную «чистку», как сказали бы во времена оные.
Очищение на основе действующего законодательства выстроившихся политических рядов, которое к определенному моменту назревает и осознается высшими политическими властями, может говорить о том, что в нашей стране взрослеет как сама власть, так и то самое гражданское общество, о котором в последнее время столько говорят. Причем под гражданским обществом здесь стоит понимать не отдельные группки людей, которые в любых начинаниях властных политических элит непременно видят негатив, а достаточно основательный слой российского общества, способный понимать и свою, в том числе, ответственность за судьбу страны, в которой живет.
Итак, президент использует инструмент кадрового регулирования на основе действующих законов, президент формирует ту команду, которая не просто будет выполнять возложенные на нее обязанности, но и команду, осознающую уровень ответственности перед тем самым гражданским обществом. По понятным причинам, такое формирование ни вчера, ни сегодня нельзя считать завершенным. В этом случае вариант 100%-ной завершенности вообще не достижим. В этом-то и заключается новый подход к выстраиванию политической системы: если один из ее механизмов дает сбой, то его нужно либо «ремонтировать», либо заменить, не останавливая при этом общего рабочего процесса.
Есть ли это по-настоящему кардинально новый стиль в политике Владимира Путина, покажет дальнейший ход событий, но, по крайней мере, зачатки этого стиля уже просматриваются.