О том, что очередной объявленный судьбоносным саммит Европейского союза в Брюсселе вновь родит «евромышь», можно было догадаться уже за сутки до его начала – по весьма примечательному форуму, состоявшемуся на другом конце Европы, в Бухаресте. Проходивший в румынской столице очередной съезд Европейской народной партии (европейских консерваторов) превратился в обмен громкими заявлениями между его основными участниками. Авторами заявлений стали председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Испании Мариано Рахой. Все призывали к укреплению европейской интеграции, но новых, эффективных, согласованных антикризисных мер никто не предложил…
«Больше Европы» - таким был риторический лейтмотив выступления Жозе Мануэла Баррозу, главного поборника преобразования Евросоюза в федерацию европейских государств. Аналогичным образом был сформулирован и лозунг съезда европейских консерваторов: «Наш ответ – больше Европы». Имелся в виду ответ на бушующий в ЕС финансовый кризис.
Однако, как показали дискуссии, участники партийного форума, собравшиеся для обсуждения антикризисной стратегии, слишком по-разному видят её принципы.
Главный «генератор идей» в лагере европейских консерваторов – председатель Еврокомиссии. Жозе Мануэл Баррозу убежден, что Евросоюз в целом и еврозону в частности спасет исключительно повышение уровня интеграции – прежде всего, финансово-экономической, с контролем над национальными банками и параметрами государственных бюджетов. «Европейский союз является не причиной проблем, а необходимым средством их решения», - заявил Баррозу в Бухаресте и добавил, что «необходимы ответственность, солидарность, дисциплина и конвергенция», а также «уважение европейских правил». Как известно, именно под лозунгом солидарности и общей ответственности Еврокомиссия и Европейский центробанк (ЕЦБ) продвигают свои проекты создания единого банковского союза, выпуска евробондов и солидарного выкупа «мусорных» облигаций «проблемных» стран еврозоны.
Однако еще большими аплодисментами, нежели Баррозу, участники форума европейских консерваторов встретили его главного оппонента в лице федерального канцлера Германии Ангелы Меркель. У нее своя правда и свои рецепты выхода из кризиса, которые сводятся к большей ответственности тех стран, которые и надули финансовые пузыри. Она призвала к строительству «экономики, обращенной в будущее», а адресовала своей призыв Греции, Португалии, Испании, а также странам Центральной и Восточной Европы, которые пытаются в настоящее время оздоровить свои финансовые системы. «Проводимые ими реформы не всегда популярны, но решение заключается в том, чтобы сохранять единство», - подчеркнула Меркель, дав понять, что «проблемные» страны должны играть по общим правилам. Иными словами: ЕС прежде должен дождаться, пока «подтянутся» его собственные отстающие, а уже затем выстраивать различные европейские федерации, тем более на немецкие деньги.
Премьер-министр Испании пожелал также принять участие в дискуссии. Мариано Рахой хорошо понимает, что финансовая ситуация в его стране является головной болью для всего Евросоюза. Авторитетный американский экономист Нуриэль Рубини вообще полагает, что Испания в силу своей неплатежеспособности потеряет возможность занимать средства на мировых финансовых рынках уже к Новому году или в лучшем случае к будущей весне. Вслед за этим, по его мнению, грядут дефолт Испании, Италии и распад еврозоны. «Вероятность такого исхода в ближайшие 3-5 лет составляет почти 50%», - считает Рубини. [2]
Испанский премьер, естественно, не может согласиться с такими оценками. Отсюда и его упорное нежелание обращаться за помощью к ЕЦБ и другим европейским антикризисным механизмам. Ведь предлагаемые международными кредиторами условия хорошо известны по Греции и явно не укрепят позиции испанской Народной партии внутри страны. Однако и не учитывать сложное финансовое положение глава кабинета не может. А потому Мариано Рахой вынужден публично демонстрировать уверенность в собственных антикризисных силах, но при этом избегать резких жестов в адрес потенциальных кредиторов. «Мы можем усвоить урок нынешнего кризиса. А заключается он в настоятельной необходимости большей интеграции», - заявил Рахой в Бухаресте, явно в поддержку Баррозу. Что же касается решения существующих финансовых проблем, то испанский премьер предлагает Евросоюзу взять на себя «навигацию» данным процессом, а со своей стороны обещает Брюсселю «сплочение рядов».
По данным The Wall Street Journal, «сплочение рядов» ЕС с участием Испании может состояться уже в ноябре, когда правительство страны все-таки окажется вынужденным обратиться за международной помощью. Со ссылкой на европейские источники издание сообщает, что помощь Мадриду будет оказана по линии как ЕЦБ, так и нового Европейского механизма стабильности (ESM). А это, в свою очередь, потребует от испанского правительства согласия на проведение жесткой антикризисной программы, включающей не только реформирование рынка труда, но и традиционно болезненные для правительства вопросы урегулирования финансовых взаимоотношений с регионами. [3]
Пока европейские консерваторы спорили, мировые финансовые индексы заметно подросли. Так, гонконгский биржевой индекс Hang Seng вырос сразу на 0,5% - достигнув максимальной отметки со 2 марта 2012 года. [4] Но вот беда – это стало следствием роста китайской экономики. Существенно превзошли прежние прогнозы и объемы нового жилищного строительства в США. А вот сводки со съезда европейских консерваторов в этот список позитивных факторов не попали.
Неудивительно, что участники саммита с самого начала предпочли подстраховаться, заявив о том, что он носит промежуточный характер, а конкретные решения будут приниматься на аналогичном форуме в декабре. «Совет в Брюсселе дает оценку уже достигнутого. В ноябре и декабре состоятся заседания Европейского совета, на которых будут приниматься конкретные решения», - подчеркнула итальянская La Stampa. [5]
Именно такая судьба ожидает инициативы, которые огласил в Брюсселе председатель Совета ЕС Херман ван Ромпей. Его доклад новизной не блистал. Речь в нём шла, прежде всего, о создании «единой финансовой структуры», осуществляющей надзор за банками стран еврозоны. Изначально предполагалось, что этот надзор должен осуществлять ЕЦБ, но здесь возникают сразу три вопроса.
Первый связан с сомнительностью правовой основы для столь значительного расширения полномочий Европейского центробанка. В подготовленной на этот счет юристами Евросоюза справке говорится, что законодательство ЕС не позволяет вносить в деятельность ЕЦБ подобные изменения. [6] Как возможный выход из ситуации было предложено создать в качестве надзорного органа новую структуру. Однако здесь уже возник конфликт интересов между членами еврозоны и не входящими в нее странами ЕС – иными словами, под угрозой оказывается единство всего Евросоюза. Даже один из разработчиков проекта создания общеевропейского банковского надзорного органа – немецкий эксперт в области права Свен Гигольд – признает, что главной задачей является привлечение к его работе Польши, Швеции и Румынии как стран, не имеющих в обращении евро. А на привлечение Великобритании не рассчитывают даже сами авторы разработок ЕС.
Наконец, имеется и третье, пожалуй, главное препятствие, которое, по словам французской Le Figaro, перечеркивает «возможность быстрого формирования банковского союза». Речь идет о позиции Германии, которая настаивает на более широких правах ЕС по контролю над бюджетной политикой отдельных стран, нежели мониторинговая роль ЕЦБ. Как заявила, выступая в бундестаге перед саммитом ЕС Ангела Меркель, «нам многого удалось добиться в плане укрепления бюджетной дисциплины, однако мы, то есть все немецкое правительство, считаем, что нужно пойти еще дальше и предоставить Европе настоящие права на вмешательство в национальные бюджеты». А это в настоящее время неприемлемо для большинства стран-членов ЕС во главе с Францией. [7]
Как пессимистично обрисовал сложившуюся ситуацию один из европейских дипломатов, «создание органа банковского надзора – это незаконное решение. Это решение попросту неправильное». [8] Впрочем, та же констатация вполне распространяется не только на финансовую политику Евросоюза, но и на его политическую повестку дня. Последнее обстоятельство представляется еще более опасным для стабильности Европы и ее соседей.
Начавшееся 29 октября масштабное африкано-балканское турне госсекретаря США Хиллари Клинтон нельзя не счесть знаменательным. Прежде всего, это последняя крупная акция главы государственного департамента США перед президентскими выборами в этой стране. Клинтон уже дала понять, что вряд ли останется на своем посту вне зависимости от исхода голосования. И теперь она торопится зафиксировать все достижения американской внешней политики в Северной Африке и особенно на Балканах.
Не менее важно то, что в поездке по Юго-Восточной Европе ее сопровождает верховный комиссар Евросоюза по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. А если учесть, что несколькими днями ранее Балканы уже посетил министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг, можно говорить о том, что три западные державы направляют балканским странам некое совместное послание.
Если отвлечься от внутреннего положения в Алжире, Боснии и Герцеговине или Хорватии, где также побывает Клинтон, следует признать, что данное послание адресовано, в первую очередь, Сербии. В трактовке Хейга оно звучит так: «балканская карта является завершенной». [1] Читай: Косово отобрали у Сербии навсегда, раздел края на сербскую и албанскую части тоже рассмотрению не подлежит.
Хиллари Клинтон и Кэтрин Эштон ставят во главу угла состоявшуюся на днях в Брюсселе встречу премьер-министра Сербии Ивицы Дачича и главы косовского правительства Хашима Тачи. Как сообщает госдепартамент США, обе гостьи намерены потребовать от Белграда и Приштины «уважать достигнутые ранее соглашения» и предпринять новые шаги к сближению. По данным косовских албаноязычных СМИ, данное сближение будет облечено в форму соглашения, уже подготовленного администрацией США. На этом документе должны будут появиться подписи высших руководителей Сербии и Косова. Предполагается, что в нем будут гарантированы определенные права косовских сербов, но никакой особый административный статус за северными (сербскими) районами Косова закреплен не будет. Кроме того, документ должен зафиксировать отказ властей Сербии от какой-либо поддержки косовских сербов и их органов самоуправления, действующих в рамках сербской Конституции. [2] Под этим актом капитуляции сербов должна будет, как ожидают Вашингтон и Брюссель, появиться подпись президента Сербии Томислава Николича, что позволит Западу считать «косовское досье» закрытым на условиях США и их натовских союзников.
Появление данного плана стало неожиданностью даже для части косовско-албанской политической элиты. Например, в неведении оказался традиционный участник политических комбинаций председатель Ассамблеи Косово Якуп Красничи. По свидетельству газеты «Зери», Хашим Тачи намеренно «проигнорировал» парламентского спикера и не информировал его о встрече с Ивицей Дачичем, опасаясь вызвать скандал из-за своих действий в обход парламента. По мнению известного приштинского политолога Авни Зогьяни, для скорейшего заключения с Белградом соглашения Хашиму Тачи лучше всего подходит не Красничи, а косовский президент Атифете Яхъяга, поскольку она, в отличие от спикера, «не имеет политической позиции» и не может создать проблем. По информации «Зери», руководство Евросоюза довело до сведения Тачи, чтобы он воздержался от публичного обсуждения переговоров с Белградом, поскольку «Брюссель и США уже установили повестку дискуссий». [3] Косовский премьер, правда, намекнул британскому министру иностранных дел, что не ожидает от Белграда признания независимости Косово «в ближайшие месяцы». Кроме того, на дальнейшее развитие ситуации может повлиять расклад сил в самом ЕС.
Причины крепнущей солидарности в треугольнике Вашингтон – Брюссель – Лондон, судя по всему, связаны с углубляющимся расколом внутри Евросоюза на англосаксонский и франко-германский лагери. Катализатором раскола выступает, главным образом, спор о путях выхода из финансово-экономического кризиса. Если говорить в геополитических терминах, речь идет о борьбе сторонников «сильной» и «слабой» Европы. К первым надо отнести, прежде всего, Германию, Нидерланды, скандинавские страны и в меньшей степени Францию. Они настаивают на соблюдении в рамках Евросоюза ранее установленных правил игры, позволяющих сделать эту организацию ещё более централизованной.
Противостоящий им лагерь традиционно возглавляет Великобритания, стремящаяся не допустить усиления континентальных европейских держав. С ней в этом вполне солидарны США. Как неоднократно давал понять американский министр финансов Тимоти Гайтнер, Вашингтону финансовый кризис в ЕС невыгоден, но урегулировать его США хотят не на путях укрепления Европы, а посредством решения долговых вопросов за счет более преуспевающих государств во главе с Германией. Лондон придерживается той же позиции. Говоря словами бывшего федерального канцлера Германии Герхарда Шредера, «Великобритания гораздо охотнее, чем другие страны, готова предвосхищать намерения США и ставить их во главу своей европейской политики». [4]
Появление в этом лагере брюссельской бюрократии обусловлено фактическим провалом октябрьского саммита Евросоюза, оказавшегося неспособным принять ни одного из готовившихся решений финансово-экономического блока. А этот провал, в свою очередь, был вызван нежеланием Ангелы Меркель идти на уступки руководству Евросоюза за счет немецких налогоплательщиков. Особенно - учитывая предстоящие через год выборы в ФРГ. Тем не менее проблемы никуда не делись, и принятие решений лишь отсрочено на несколько недель. При этом эксперты за пределами Европы не очень надеются на улучшение ситуации, рассчитывая лишь на сохранение статус-кво. Как заметил по поводу сложившегося положения дел один из руководителей компании IG Investment в Гонконге Тим Люнг, для хорошего самочувствия азиатских рынков достаточно хотя бы «отсутствия плохих новостей из Европы». [5]
Ситуация позволяет прогнозировать по меньшей мере три важные для всей Европы тенденции.
Во-первых – продолжение попыток Вашингтона и Лондона укрепить свой альянс, навязывая другим странам-членам ЕС англосаксонский взгляд на мир. Рост настроений евроскептицизма может привести к расширению данного блока за счет стран Центральной и Восточной Европы, многие из которых ориентируются скорее на Вашингтон, чем на Брюссель.
Во-вторых, всё большее значение будет приобретать политический торг внутри конгломерата ЕС/НАТО, предусматривающей «обмен уступками». Эту нехитрую идею в свое время откровенно сформулировал Герхард Шредер, подчеркнувший, что «участие в косовской операции (бомбардировки натовцами Югославии в 1999 году – П.И.), как и позднее, в ноябре 2001-го, согласие на операцию в Афганистане обеспечили нам возможность свободно сказать «нет» войне в Ираке». [6]
Наконец, в-третьих, возрастёт угроза сепаратных действий отдельных атлантических держав в тех или иных кризисных ситуациях. Так, в 2011 году франко-германское соперничество подтолкнуло тогдашнего президента Франции Николя Саркози на интервенцию в Ливии в союзе с Великобританией и США. Похожие военно-политические комбинации, составленные из отдельных европейских членов НАТО под патронажем Вашингтона, могут сложиться и в связи с планами Запада в отношении Сирии и/или Ирана.
[1] AFP 171908 GMT OCT 12 [2] http://top.rbc.ru/economics/25/09/2012/671235.shtml [3] The Wall Street Journal, 18.10.2012. [4] REUTERS 0913 181012 GMT [5] La Stampa, 19.10.2012 [6] The Financial Times, 17.10.2012 [7] Le Figaro, 19.10.2012 [8] REUTERS 1910 171012 GMT
[9] РИА НОВОСТИ 25.10.2012 15:24 [10] Express, 23.10.2012 [11] Zёri, 24.10.2012 [12] Шредер Г. Решения. Моя жизнь в политике. М., 2007. С.315. [13] РИА НОВОСТИ 17.10.2012 09:06 [14] Шредер Г. Решения… С.87.