Главная » 2012»Октябрь»24 » "Мерколланд" в действии и британское "прощай" Европе
04:20
"Мерколланд" в действии и британское "прощай" Европе
18-19 октября 2012 года в Брюсселе прошел уже четвертый за этот год саммит лидеров Евросоюза. Вот только некоторые заголовки ведущих СМИ Запада, посвященные этому событию: "С глазами красными от бессонницы идем к банковскому союзу" (Observer); "Саммит демонстрирует расширяющееся франко-германское несогласие" (New York Times); "Саммит ЕС: гигантская политическая борьба, ничтожные результаты" (Népszabadság); "Отравленная атмосфера. Франция и Германия не в ладах перед саммитом ЕС" (Spiegel). Как видим, судя по этим заголовкам, встреча лидеров стран ЕС проходила непросто.
Саммит, начавшийся 18 октября, должен был закончиться вечером того же дня. Но заседание за закрытыми дверями продолжилось дальше за полночь, чтобы завершиться в три часа пополуночи. Поэтому его участники и разъезжались по отелям Брюсселя с "красными от бессонницы глазами". Разногласия на саммите отмечены в двух плоскостях: в самой еврозоне (наиболее существенным здесь является отсутствие взаимопонимания между Францией и Германией) и группой еврозоны с остальными странами с собственной валютой. Особенное беспокойство по поводу интеграции в еврозоне испытывают центрально-европейские страны, которые опасаются, что уже в ближайшем будущем они никак не смогут влиять на решения, принимаемые в еврозоне, и касающиеся их, в том числе. Общий политический итог прошедшего саммита - он воочию продемонстрировал углубляющуюся пропасть разногласий между Францией и Германией и дрейфующую от ЕС Великобританию.
Важнейшим элементом неформального протокола ЕС является то, что все стороны, участвующие в его саммитах, должны по итогам работы иметь возможность претендовать на какую-то пусть мнимую, но "победу" или "успех". С этим адресным посылом собственным избирателям и связаны заявления лидеров ЕС, как до начала саммита, так и после него. Нынешний саммит проходил на фоне относительного спокойствия на европейских фондовых рынках и, как следствие, с меньшей степенью озабоченности относительно долгового кризиса в Испании и Греции. Накануне саммита президент Франции Франсуа Олланд оптимистично заявил, что еврозона близка к выходу из кризиса.
Саммит воочию показал изменение в схеме взаимоотношений лидеров двойки еврозоны: Франции и Германии. В прежнем варианте "Меркози" ритуально перед саммитом устраивалась встреча лидеров. Соглашение между ними достигалось кулуарно, споры на публику не выносились, а остальные участники саммита потом просто ставились перед фактом солидарных предложений двойки. Сейчас схема коренным образом изменилась. В варианте "Мерколланд" двойка лидеров перед саммитом начинает "ссориться", а потом в ходе совещания достигает "компромисса". Все остальные участники совещания становятся свидетелями этих споров и принимают результаты их компромисса, становясь на ту или иную сторону.
Поэтому разногласия между Францией и Германией определились накануне проведения саммита в Брюсселе. Президент Франции Франсуа Олланд в интервью, опубликованном за день до саммита в нескольких европейских изданиях, заявил, что, по его мнению, банковский союз должен быть создан уже к концу этого года. И это был прямой вызов канцлеру Германии Ангеле Меркель, которая предпочитает говорить о более медленных темпах его создания. Меркель утверждает, что сначала необходимо создать надзорный механизм за банковской деятельностью. В своем выступлении в Бундестаге в четверг утром 18 октября перед отъездом в Брюссель Меркель заявила, что Европейская комиссия должна иметь полномочия для контроля национальных бюджетов. Она отметила, что, хотя эта идея непопулярна в некоторых кругах, в том числе, во Франции, заинтересованной в сохранении суверенитета в этой области, тем не менее, Германия будет "делать дело" в любом случае. Канцлер Германии Ангела Меркель призвала к тому, чтобы Европейский союз располагал правом вето в отношении бюджетной политики входящих в него государств. Меркель сделала это важное заявление за несколько часов до открытия в Брюсселе двухдневного саммита Евросоюза. По словам германского канцлера, верховный комиссар ЕС по экономическим вопросам должен иметь четко оговоренные права вмешаться в тех случаях, когда какой-либо национальный бюджет составлен в нарушение правил Европейского союза.
Таким образом, уже самому обсуждению проблемы банковского союза на саммите предшествовало символическое столкновение двух лидеров еврозоны вокруг этого вопроса, призванное продемонстрировать различие подходов Франции и Германии к проблемам разрешения финансового кризиса в Евросоюзе. Подобный эпизод отразил фундаментальные разногласия. Германия, в лице канцлера Меркель, хотела бы большей фискальной дисциплины в ЕС и установления централизованного надзора за бюджетной политикой. Франция, в лице президента Олланда, хотела бы проявлений "большей солидарности" по отношению к кризисным странам. Внешне повод для столкновения не так уж велик. Но создание банковского союза уже в этом году позволило бы оказать финансовую помощь терпящему бедствие финансовому сектору Испании и Италии напрямую из фонда Европейского стабилизационного механизма (ESM) и ресурсов Европейского центрального банка. Меркель же, наоборот, по возможности оттягивает становление банковского союза, выводит проблему за временные рамки предстоящих в сентябре следующего года судьбоносных для нее парламентских выборов в Германии. Поэтому канцлер Германии, говоря о банковском союзе, утверждает: "Качество важнее, чем скорость... Мы должны работать очень быстро, но и очень тщательно".
По окончанию саммита, Меркель на заключительной пресс-конференции призналась, что на саммите удалось достичь компромисса с Олландом по вопросу создания банковского союза. Т. е. различия в позициях Франции и Германии за закрытыми дверями совещания были устранены, но для этого потребовались время и споры. Как бы там ни было, но решение июньского саммита 2012 года о создании банковского союза в еврозоне сейчас в октябре было выполнено и пробуксовки не получилось. Другое дело, что саммит завершился компромиссом относительно сроков становления банковского союза для еврозоны. Лидеры ЕС согласились, что законодательство для создания единого банковского надзора для еврозоны должно быть согласовано уже к концу этого года. На практике, однако, это будет означать, что механизм банковского надзора станет устанавливаться в течение всего 2013 года. Европейский Центральный банк будет осуществлять банковский надзор за 6 тысячами банков еврозоны. В то время как повседневный надзор за деятельностью своих банков должны осуществлять национальные органы власти. Принятый на октябрьском саммите план, вероятно, войдет в полную силу лишь в начале 2014 года. Европейский орган банковского надзора не будет запущен в ближайшее время. А без него прямая поддержка кризисных банков становится невозможной. Штат этой новой организации к ревности противников евробюрократии потребует на службу к ней очередных 300 новых сотрудников. Позиция Меркель на саммите относительно надзорного органа была поддержана премьер-министром Швеции Фредриком Рейнфельдтом и его коллегой из Чехии Петром Нечасом. Они также предостерегли от слишком быстрого запуска банковского союза.
Французские СМИ отметили, прежде всего, двусторонний характер "сделки" на саммите. Liberation и другие левые издания описали саммит в самых возвышенных тонах как "союз разума" двух "гигантов" еврозоны. Le Monde была более сдержанна. Она пишет о франко-германском "компромиссе". Уступкой Олланду, по-видимому, стало то, что на саммите не обсуждалось предложении канцлера Германии создать в ЕС должность супер-комиссара с "диктаторской властью" над бюджетной политикой стран-участниц. Правда, Олланд по поводу позиции своих противников на саммите, не называя имен, довольно едко заметил: "Вопрос об учреждениях зачастую адресуется таким образом, что никакое решение не может быть принято. Те, кто говорят страстно о политическом союзе сейчас, это те, кто колеблется наиболее часто, когда дело доходит до принятия решений". Вот именно поэтому ключевая идея изменения базового договора ЕС вряд ли будет поднята до выборов в Европейский парламент в 2014 году.
Лидер германских социал-демократов Пеер Штайнбрюк так расценил стратегию лидера ХДС Меркель на прошедшем саммите ЕС. Канцлер Германии, по его словам, замедляет падение вниз и тем самым вызывает негодование в остальной части еврозоны. Германия попала в ситуацию, напоминающую ее т. н. Sonderweg (специальный путь) XIX века, приведший страну в начале и первой половине ХХ века, по его мнению, к изоляции и катастрофе. После решительных заявлений следуют простые проволочки в интересах домашних рейтингов.
Прошедший саммит не занимался много греческим вопросом, проблемой предоставления Греции очередной порции из пакета финансовой помощи. Греческий премьер Антонис Самарас надеялся именно на саммите получить разрешение от лидеров ЕС на выдачу Греции просроченных € 31,2 млрд. Но этого не произошло, хотя общий настрой лидеров еврозоны по отношению к Греции был скорее благоприятным, чем холодным. Последние публикации показывают, что Грецию намерены "спасать" из-за простого страха возможного эффекта домино с обрушением юга еврозоны. Хорошей новостью стало то, что Греция якобы близка к соглашению со своими кредиторами, обеспечивая тем самым свое дальнейшее пребывание в еврозоне. Лидеры еврозоны на саммите выразили поддержку Греции без явных знаков того, что они будут держать ее в валютном союзе или удалят ее из него. Накануне саммита в среду Греция, как сообщалось, достигла соглашения с международными кредиторами о необходимости жестких мер в обмен на очередной транш финансовой помощи. Именно в тот день истек срок ультиматума, предъявленного Греции еврогруппой.
Испании также не удалось добиться на саммите санкции на получение финансовой помощи непосредственно от европейских структур напрямую испанским кризисным банкам. Финансовая помощь испанским банкам, как и говорилось раньше, пойдет через испанское правительство, т. е. станет числиться на нем и ляжет в копилку национального долга Испании. Испанская El Pais расценила подобный итог саммита поражением премьер-министра Испании Мариано Рахоя. Сейчас испанский премьер ждет доклада тройки (МВФ, ЕЦБ, Европейская комиссия) с приговором о состоянии испанских дел. Лидеры ЕС заявили, что они не обсуждали меры спасения Испании в ходе встречи, хотя дипломаты в день саммита заявили, что испанское правительство готово обратиться за помощью в Брюссель в течение нескольких недель.
Минувший саммит вновь подтвердил, как уже говорилось, особую позицию Великобритании в ЕС. Однако министр по европейским делам Финляндии Алекс Стубб был более категоричен после саммита с журналистами в своих оценках позиции этой страны. Он заявил, что Британия на саммите "сказала Европе прощай". "Я думаю, что Британия сейчас добровольно, по своей воле, вывела себя за рамки Союза", - сказал финский министр в интервью агентству Reuters. Соединенное королевство рассматривает проект банковского союза в ЕС и более глубокую интеграцию, как повод для пересмотра статуса Великобритании в Евросоюзе.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон подтвердил подобную позицию своего правительства на брифинге для журналистов по окончанию саммита ЕС. Отметим двусмысленность позиции Великобритании. Более глубокая интеграция затрагивает еврозону, куда Великобритания не входит. Очевидно, что, во-первых, эта страна использует углубление интеграционных процессов в еврозоне, как повод для выгодного для себя отдаления от ЕС. И, во-вторых, создаваемый в еврозоне банковский союз прямо угрожает позициям британского Сити в финансовом мире. Банковская европейская сеть под контролем Европейского центрального банка становится сильным конкурентом для британских банков. Однако Кэмерон в очередной раз подтвердил, что он является противником выхода Великобритании из ЕС. Эта страна по-прежнему хотела бы использовать для себя выгоды общего рынка. "Выход из ЕС не в наших национальных интересах. Мы - торговая нация, и около 50% нашей торговли идет внутри ЕС", - сказал после саммита британский премьер. Напомним, что как раз накануне саммита министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй подтвердила, что Соединенное королевство откажется от навязанных ему Брюсселем 130 актов в области юстиции и внутренней политики. Однако при этом подчеркивается, что Великобритания проделает все это на основе соответствующих параграфов Лиссабонского договора Евросоюза. Т. е. речь о разрыве с ЕС в подобной ситуации не идет. Все делается законно. Что касается конкретики, то Великобритания, в частности, отказывается от т. н. "европейского ордера на арест" (European Arrest Warrant), который позволяет перемещать арестованных в рамках ЕС, невзирая на национальные границы. Заявление британского министра внутренних дел было сразу же подвергнуто критике в Брюсселе и Страсбурге. Британию обвинили в политике, препятствующей сотрудничеству между государствами-членами ЕС в борьбе с трансграничной преступностью. Вообще говоря, премьер-министр Кэмерон охотно пошел бы на изменение условий членства Великобритании в ЕС. Однако сам Брюссель не готов к этому, поскольку это создаст прецедент для того, чтобы каждое государство могло потребовать новых переговоров о членстве в ЕС.
Существует и внутриполитический аспект несоюзного поведения Британии. По-видимому, в настоящее время большинство членов правящей в Британии Консервативной партии выступают за выход своей страны из ЕС. Это создает излишнее напряжение для лидера партии и премьер-министра Кэмерона. Предшествовавшие в 1990-е годы внутрипартийные кризисы, закончившиеся отставками председателей Консервативной партии, в том числе Маргарет Тэтчер, были связаны именно с разногласиями относительно политики Великобритании в ЕС. Излишний евроскептицизм членов правящей партии влияет на ее лидера даже в том случае, если он исходит из прагматичных соображений real politic по отношению к континентальной Европе. Парадокс нынешней ситуации заключается в том, что ни Кэмерон, ни лидер лейбористов Эд Милибэнд не хотят, чтобы страна вышла из состава Евросоюза. Сам Евросоюз не желает потерять Великобританию. Но если сторонам не удастся остановить существующую сейчас динамику, то уже спустя несколько лет их пути окончательно разойдутся.
После саммита председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу пообещал, что он уже в ближайшие дни представит пересмотренные предложения по налогу на финансовые операции (Financial Transactions Tax - FTT). Подобный налог, по его словам, готовы ввести страны, желающие "усиленного сотрудничества". На данный момент готовность ввести у себя FTT выказывают одиннадцать стран членов ЕС.
В комментариях вокруг саммита не обошли вниманием и присуждение Евросоюзу Нобелевской премии 2012 года. Реакция на получение Евросоюзом Нобелевской премии мира была в основном язвительной. Комментарии по большей части ироничны, особенно в Великобритании. Предметом обсуждения стал вопрос, кто же поедет от ЕС на церемонию вручения престижной премии. Норвежские официальные лица предупредили, что они готовы принять для вручения премии только "одного, двух или, самое большее, трех человек". Остальным придется ограничиться аплодисментами, в том числе, из Брюсселя и Страсбурга. Очевидно, что на роль "мистер Европа" годятся председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, и председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей. Но сразу же желание представлять Европу в Осло высказал еще и амбициозный председатель Европейского парламента Мартин Шульц. Дэвид Кэмерон, в свою очередь, в духе британского презрения к евробюрократии предложил послать за премией в Норвегию 27 европейских детей, по одному ребенку от страны союза. В целом, как признается, споры выглядят смешными и излишними. Путешествие высокопоставленных руководителей Евросоюза и сопровождающих их лиц может влететь в такую копеечку, что сумма затрат на перелеты в Осло, гостиницы, ланчи могут превзойти премиальные нобелевские 1,2 млн. долларов.
Следующий саммит ЕС, назначенный на ноябрь этого года, обещает также напряженную работу его участникам. Предстоит острая борьба по вопросу следующего 7-ми летнего бюджета ЕС. Уже сейчас ясно, что Британия попытается сократить свой вклад в общую копилку Евросоюза. Младоевропейцы из Центральной Европы, "восточных Балкан" и Прибалтики будут требовать хотя бы прежнего уровня субсидий из фондов сплочения. На пресс-конференции президент Франции Олланд признал, что работа текущего саммита из-за разногласий по времени затянулась. Но Олланд пригрозил своим коллегам по лидерству в ЕС, что он уже готов просиживать в "жестких переговорах" на подобном мероприятии в ноябре целыми ночами. Вопрос переходит в плоскость, кто кого пересидит в ночных бдениях в декабре на следующем саммите ЕС.