На протяжении последних 20 лет, со времени распада
Советского Союза, между бывшими союзными «сёстрами» странами Средней Азии
продолжается вялотекущее противостояние в вопросе использования водных ресурсов,
которое подогревает в своих интересах «главный стратегический противник» России
– США. Так, ещё в октябре 2011 года газета «Независимая» (от
24.10.2011 г.) сообщила о том, что «переговоры госсекретаря
США Хиллари Клинтон с президентами Таджикистана и Узбекистана
Эмомали Рахмоном и Исламом Каримовым определили параметры
сотрудничества Вашингтона с Душанбе и Ташкентом на ближайшую
перспективу, после завершения операции «Несокрушимая свобода», по
крайней мере до 2014 года. Но, может, и на более длительный
срок. Во всяком случае, в Кабуле Клинтон пообещала
президенту Хамиду Карзаю долгосрочную поддержку и после полного
вывода войск США.» «Интригой переговоров было ожидание заявлений
Клинтон по двум вопросам: ведут ли США переговоры с Таджикистаном и Узбекистаном
об открытии здесь своих военных объектов и какова позиция Вашингтона по
наболевшей теме для Таджикистана и Узбекистана – Рогунской ГЭС? О
вариантах передислокации военных она умолчала. Зато внесла ясность по проекту
Рогунской ГЭС.
В частности, на брифинге для журналистов Хиллари
Клинтон попросила таджикские власти не торопиться с реализацией
Рогунского проекта, а подождать результаты экспертизы Всемирного банка.
«Я считаю, что есть другие возможности в области энергетики, которые
являются более эффективными с точки зрения применения современных технологий,
чем большая плотина. Я против того, чтобы решения принимались только потому, что
это кому-то не нравится. Нужно исходить из другой позиции, из того, что лучше
для Таджикистана. Это оптимальное решение», – заверила дипломат. По мнению
таджикского политолога Вафо Ниятбекова, Рогунский проект может стать
разменной картой в диалоге Таджикистан–США–Узбекистан.
Вашингтон может взять на себя роль посредника
на переговорах с Узбекистаном и Таджикистаном и постарается
разыграть эту карту в свою пользу (не секрет, что власти Таджикистана
отстаивают право на строительство этого гидроузла, а Узбекистан выступает
против). И, более того, попытается примирить между собой лидеров Узбекистана и
Таджикистана, неприязненные отношения между которыми хорошо известны и мешают, в
частности, американцам в консолидации усилий по созданию необходимой им
инфраструктуры по обеспечению безопасного вывода своего афганского контингента и
интеграции Афганистана в Центрально-Азиатский регион. Клинтон напомнила, что
Вашингтон продвигает проект «Шелковый путь», направленный на
получение странами региона доступа к свободной торговле. В проекте
предполагается участие как Таджикистана, так и
Узбекистана».
«Таджикистан для США представляет стратегический интерес.
«Мургаб – таджикский высокогорный район, расположенный на
границе Таджикистана и Китая, – великолепное место для размещения пункта
радиоразведки, чтобы «простреливать» большую территорию Китая», – сказал
«НГ» эксперт по Центральной Азии и Афганистану, старший научный
сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев. Он убеждён, что
США хотят прочно закрепиться в Центральной Азии и
стратегической задачей американской региональной политики является создание сети
своих военных объектов в странах региона. По его мнению, Центральная Азия для
США – стратегически крайне важный регион. «Ведь отсюда
Соединенные Штаты могут сдерживать сразу три крупные державы –
Китай, Россию и Иран. При этом основная цель –
скорее всего это все же Китай. Россия уже не тот конкурент для
Вашингтона», – считает Князев.» Очевидно, что в случае реализации планов
«Вашингтонского обкома» руководителям и России, и Китая придётся принимать
адекватные меры. По большому счёту это нужно делать уже сегодня. А лучше вообще
до этого не доводить. Без вмешательства посредника (России или Китая)
таджикско-узбекское противостояние приведёт к новой гражданской войне в
Таджикистане и к серьёзной дестабилизации всей Средней Азии. Здесь следует
напомнить, что убийство ливийского "диктатора" Муаммара Каддафи и уничтожение
страны «западной коалицией» напрямую связано с запасами пресной воды, о чём
поведала программа беларусского телевидения «Права человека. Взгляд в
мир». Поэтому руководителям Таджикистана и Узбекистана необходимо
постоянно помнить об этом, выстраивая «партнёрские» отношения с США, и думать
наперёд, ведь Запад в своё время щедро спонсировал М.Каддафи!
Более
обстоятельно ситуация вокруг взаимоотношений Узбекистана и Таджикистана, а также
роль США в этом вопросе, была изложена в материале "элитарного журнала" «Эксперт» (№ 15, от 16 апреля 2012 г.)
В материалах сайта
КПЕ «От Антарктиды до Московской области », «ВОДА
НА ВЕС ЗОЛОТА» и «Умы мутùт вода» приведена информация о том, что в
ближайшие годы ВОДА станет ключевым ресурсом, более важным, чем углеводороды. В
статье «ВОДА НА ВЕС ЗОЛОТА» приведена следующая статистика: – Лишь 2,5% мировых запасов воды
― пресная влага (при этом 2/3 из них ― это ледники). –
К 2012 землян будет 7 млрд., а
в 2025 г. мы перешагнём рубеж в 8 млрд. –
Мировой дефицит воды составляет 230 млрд. кубических метров в
год. К 2025 г. счёт будет идти уже на триллионы кубических метров. Уже появились
экологические беженцы ― люди уходят из мест, где вода на вес золота. – За
последние 150 лет пресной воды (на 1 человека) стало
в 4 раза меньше. – Посевные площади постоянно увеличиваются,
поэтому 70% всей пресной воды на планете уходит на нужды
сельского хозяйства. – Для того чтобы вырастить 1
тонну пшеницы, нужно до 1,5 тыс. тонн воды, 1
тонну риса ― 7 тыс. тонн воды.
По сообщениям
СМИ по данным спутникового зондирования на 26 августа 2012 г.,
площадь ледяного покрова в Арктике составляет 4,1 млн кв. км.
Это на 70 тысяч кв. км меньше, чем предыдущий рекордный показатель,
зарегистрированный 18 сентября 2007 года.
В конце октября в интернете
была опубликована статья, в которой освещён конфликт между
Узбекистаном и Таджикистаном за возможность использования водных ресурсов
региона. Ниже мы приводим эту статью. Все выделения в тексте статьи
жирным шрифтом наши. ИАС КПЕ
Война за
воду: витязь на распутье
Падкая на «сенсации» пресса растиражировала слова
узбекского президента Каримова, сказанные им в Казахстане. Уже полтора месяца
кочуют они по СМИ.
«Водные ресурсы могут стать проблемой, вокруг
которой обострятся отношения в Центрально-Азиатском регионе, ― сказал Ислам
Каримов. ― Всё может усугубиться настолько, что это может вызвать не просто
религиозное противостояние, а войны». Слова эти требуют контекста.
Дело в том, что
господин Каримов крайне недоволен как российским строительством Рогунской ГЭС в
Таджикистане, так и Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане. Он полагает, что эти два
водных проекта создадут водный дефицит в Средней Азии, точнее говоря, отнимут
сколько-то воды у узбеков и казахов. А им и без того не
хватает.
Президент Узбекистана своё беспокойство объяснил: «Ещё более усугубляет положение, что в районе
строительства Камбаратинской ГЭС и Рогунской ГЭС тектонический идёт разлом. Это
признают все сейсмологи мира. Даже недавно американские сейсмологи в штате
Невада вынесли решение о том, что эти тектонические разломы они очень
серьёзны».
Каримов боится, что дамбу может прорвать. Он считает, что
нужны: во-первых, международная экспертиза, а, во-вторых, согласие всех стран,
проживающих в поймах двух рек. Мало того, среднегодовая потребность Казахстана и
Узбекистана в воде удовлетворяется на 70-75%, а если русские возведут дамбы, то
сколько там процентов останется?
Беспокойство Каримова объяснимо. Но ведь
и Россия понимает, что войти в международное соглашение с теми, кто
входит-выходит из ОДКБ, будто это проходной двор, довольно
затруднительно.
5 октября президент России был с визитом в
Таджикистане. Ожидалось, что на встрече с Эмомали Рахмоном будут обсуждаться
вопросы экономики, контакты в сфере безопасности, тема взаимодействия в
интеграционных объединениях, разные региональные проблемы. Таджикистан вполне
мог бы стать военно-энергетическим союзником России, присоединившись к ней и
Киргизии. В этом случае Москва достроит Рогунскую ГЭС. Кстати, такие планы
означают, как полагают аналитики, что Кремль впервые сделал в Средней Азии определённый выбор: выступая на
стороне Киргизии и Таджикистана и обещая им воду, Москва выступает
против узбеков, которые строительство ГЭС без разрешения международных экспертов
не одобряют.
Однако соглашение о строительстве Рогунской
ГЭС во время визита Путина в Душанбе подписано не
было. Была решена пресловутая проблема 201-й базы, а на
водно-энергетическую тему стороны ограничились лишь общими
заявлениями.
Тем временем Ташкент предпринимает откровенно антироссийские акции. В августе и
сентябре в Узбекистане была прекращена деятельность крупнейшего сотового
оператора страны «Уздунробита», принадлежавшего российской компании «МТС» (около
10 млн. узбекских абонентов, т. е. каждый третий житель республики). 17 сентября
Ташкентский городской суд решил, что активы компании передаются в узбекскую
казну. 10 октября в прессе появилась информация о том, что в Ташкенте
демонтируется успешное узбекско-российское предприятие «МирТехноПолимер»,
выпускающее различные виды бытовой химической продукции и пластиковой упаковки
под маркой «Domfresh». Городские власти заставляют его покинуть арендуемую
территорию и разобрать оборудование. Ранее деятельность в Узбекистане были
вынуждены прекратить «Книжный мир» и «Вимбильдан».
«Последние успехи
России в Киргизии и Таджикистане, ― говорит аналитик А. Шустов, ― ставят Ташкент перед
выбором: присоединиться к водно-энергетическому консорциуму, который создает в
регионе Россия, или же сделать ставку на конфронтацию и всё-таки пойти на
размещение у себя военной базы США».
«Если в регионе
окончательно оформятся две коалиции, ― Россия и Киргизия
против Узбекистана и США, ― военное противостояние
неизбежно, ― пишет обозреватель А. Шахназаров. ― Фактически блоки уже
формируются, и между ними в ближайшее время начнётся активная и очень горячая
дипломатическая игра…»
«Я не думаю, ― полагает эксперт по Средней Азии А. Дубнов, ― что Ташкенту
выгодно реальное военное противостояние, потому что это невыгодно главным
образом Соединённым Штатам ― сегодня основному тактическому партнёру Узбекистана
в регионе ― накануне вывода американских войск из Афганистана в 2014
году».
На Западе многие убеждены, что война за воду в
Средней Азии ― вполне реальна. Причём начнётся она в ближайшие
годы.
Дело в том, что с развалом СССР положение с
водоснабжением в независимых государствах Средней Азии, каждое из
которых потянуло одеяло на себя, оказалось на грани катастрофы.
Если прежде Москва возможные конфликты сдерживала, то теперь кремлёвский арбитр
самоустранился: господин Ельцин, как все помнят, раздал всем суверенитета
столько, что никому мало не показалось. Кроме того, проекты Рогунской и
Камбаратинской ГЭС «заморозились». Проект первой был утверждён Госстроем СССР
ещё в 1974 году, а строительство шло с 1987 по 1993 год, в котором и
законсервировалось из-за распада Союза. Проект Камбараты (стройка была начата в
1986 году) развалился по схожему сценарию, примерно в то же время и по
аналогичной причине. Вот так горбачёвская перестройка, довершённая Ельциным,
ударила по республиканским стройкам.
В журнале «The Economist»
недавно было высказано следующее мнение. После напоминания фразы Каримова о
возможной войне неназванный автор статьи заметил, что оба проекта ― Рогунская и
Камбаратинская ГЭС ― «были задуманы в сумерках коммунистической эры и заглохли,
когда субсидии из Москвы остановились ― из-за полученной независимости». Однако,
продолжает журналист, сегодня российское правительство выказывает к ним интерес,
схожий с интересом советских лидеров. Мешает осуществлению «советских» планов
президент Узбекистана, который «ведёт себя плохо» и даже «раздражительно» ―
вероятно, потому, что ни Таджикистан, ни Кыргызстан, бедные бывшие советские
республики, не имеют стабильного доступа к нефти и газу. Так считает аналитик. А
г-н Каримов, продолжает он, «имеет привычку менять цены на газ и перекрывать
вентиль в самые холодные месяцы».
И много ещё чего предпринимает
Узбекистан. К примеру, он «в одностороннем порядке закрыл большинство
приграничных КПП, установил мины вдоль границы с Таджикистаном, и часто встаёт
на пути коммерческих перевозок. Когда на юге Узбекистана осенью прошлого года
таинственно взорвался железнодорожный мост, по сути, лишив юг Таджикистана его
железнодорожной ветки, мало кто верил утверждениям узбеков о террористической
атаке…»
Согласно автору, это именно узбеки демонтировали железнодорожные
пути. Таджикистан же в ответ назвал эти действия блокадой.
Перестрелки,
указывает автор, на спорной границе ― не редкость. И всё это очень волнует
должностных лиц из НАТО. Ведь конфликтующие страны ― Узбекистан,
Таджикистан, Киргизия ― будут иметь решающее значение для вывода войск НАТО из
Афганистана.
Что касается Рогунской ГЭС то
Таджикистан в одиночку её не построит.
Аналитик указывает, что ориентировочная стоимость стройки ― 3 млрд. $, что
составляет почти половину ВВП Таджикистана. Активности же России, считает автор
статьи, явно мешает позиция Узбекистана. Вариантом для Рахмона, полагает
журналист, явился бы проект ГЭС поменьше. Это бы позволило ему «вывести свой
народ из тьмы».
Вероятные водные войны в Средней Азии стали горячей темой
не только в журналистике. В докладе, подготовленном для
американского сенатского Комитета по международным отношениям, содержится прямое предупреждение об
опасности узконаправленной стратегии США в регионе: «Хотя основное внимание Соединённых Штатов в
соответствующем вопросе направлено на Афганистан и Пакистан, важно признать, что
наша водохозяйственная деятельность в регионе присутствует почти исключительно в
пределах границ этих двух стран. Мы уделяем слишком мало внимания водоразделам
индийских и центрально-азиатских соседей, среди которых надо назвать Узбекистан,
Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан и Туркменистан. Например, в 2009 году
Соединённые Штаты предоставили около 46,8 млн. $ в качестве
помощи для водохозяйственной деятельности в Афганистане и Пакистане ― это по
сравнению с 3,7 млн. $, выделенных для всех пяти стран
Центральной Азии». Обозреватель Бен Макух считает, что мир уже стоит на пороге первой водной
войны ― центрально-азиатской. Даже ситуация в странах «арабской весны»
не кажется ему столь тревожной, как положение в Средней Азии. Потенциальными
противниками он называет Узбекистан и Таджикистан.
Ислама Каримова,
сославшись на «распространённое мнение», он объявляет «тираном» и «дешёвой
имитацией Саддама», заодно указывая, что итоги выборов 1991 года ―
«сомнительны». Кстати журналист прошёлся и по идеям господина
Каримова: «…И, как любой бредящий диктатор, он
прославился своим чудаковатым поведением: велел переписать учебники истории,
чтобы выставить себя духовным потомком военачальника Тамерлана, сделался
владельцем футбольной команды в национальной лиге… и якобы заказал убить
политического диссидента, скрывавшегося в Швеции. Правозащитники даже обвиняли
его режим в систематических пытках повстанцев, в том числе
кипятком». К войне могут привести, в частности, попытки
Таджикистана и Кыргызстана построить гигантские гидроэнергетические
плотины ― как о том
предупредил Каримов.
Хотя на данный момент война может показаться кому-то
маловероятной, пишет журналист, водный конфликт потенциально может оказаться
искрой, от которой произойдёт геополитический региональный пожар огромного
масштаба.
Американский аналитик Зандер Вагг даёт советы о том, как избежать войны за воду в Средней Азии.
Опираясь на данные доклада сенатского комитета по международным отношениям, он
указывает на то, что, хотя страны Центральной и Южной Азии до сих пор избегали
«водных войн», Соединённые Штаты должны быть готовы к местной и региональной
напряжённости, вызванной неправильным
управлением водными ресурсами и конкуренцией за ограниченные их запасы.
Именно от плохого управления, по мнению автора статьи,
и происходят многие проблемы в мире, в том числе и водные. Так
что дело не столько в отсутствии или недостатке воды, сколько
в повышении качества местного управления. А раз местное
управление ― неважнецкое, американский Сенат предлагает
внедрить туда свою модель стратегического менеджмента, представляющую
собой «пять различных направлений, совокупно образующих комплексную
стратегию».
Сюда входит: наращивание потенциала; координация с ООН и
другими многосторонними организациями; финансовая поддержка; внедрение
технологий; государственно-частное партнёрство.
США должны быть готовы в
скором времени реализовать этот подход, поскольку войны могут стать реальностью
едва ли не завтра: инфраструктура в Средней Азии уже страдает от нехватки воды,
а тут ещё глобальное потепление, быстро вносящее свои коррективы.
Таким
образом, пока Россия и Таджикистан медлят с решением вопроса о Рогунской ГЭС, а
Узбекистан продолжает амбициозно заявлять о региональной гегемонии, американцы
по-своему подходят к решению водного вопроса в Средней Азии. Если рекомендации
Сената будут учтены новым президентом ― а учтены они обязательно будут после
инаугурации, поскольку до вывода войск из Афганистана остаётся всё меньше
времени, и война в Азии США сейчас не нужна, ― то вопрос будет
стоять так: кто первый даст денег. Если водными
проектами всерьёз займётся Вашингтон, то среднеазиатские республики могут
отвернуться от Москвы; если стройку Рогунской ГЭС начнёт Россия, то
слова Каримова о войне могут приобрести зловещую окраску. Витязь на распутье,
что называется… Обозревал и переводил Олег Чувакин – специально
для «Военного обозрения»
КОММЕНТАРИЙПодводя итог вышеизложенному отметим, что прошлогодний
визит Х. Клинтон в страны Средней Азии – страны бывшего СССР
уже даёт свои "плоды" – республики некогда
жившие в согласии и в составе СССР воспитывавшие Дружбу народов,
поставлены лицом к лицу как заклятые враги. Строительство Рогунской
ГЭС является лишь инструментом
манипулирования, а обещания заокеанских «соседей» открытия
«Нового шёлкового пути», есть ни что иное, как «морковка» подвешенная
перед мордой ослика.
Тем не менее очевидно, что регион остро
нуждается в пресной воде. В СССР была разработана единая система
электрификации и водоснабжения регионов. Политика, проводимая
Госдепартаментом США в отношении стран Средней Азии
(как в отношении и всех прочих стран мира) носит характер «разделяй
и властвуй!». При таком подходе разрешить проблему
водоснабжения в Средней Азии не удастся. В условиях
завершения процесса глобализации в одиночестве решить проблемы, касающиеся
соседей не удастся в принципе. Здесь необходим целостный подход к
проблеме. Необходимо ОБЪЕДИНЕНИЕ общих усилий на базе
единого понимания произходящего в мире (в Северной
Африке, на Ближнем Востоке, на Востоке и в Азии и т.д.) и выработке адекватных
мер произходящему.
Исторически и
экономически республики Средней Азии ближе к России, но их руководители
– «элита», в настоящее время концептуально не определились с кем они. Это
произходит отчасти из-за того, что Россия до сих пор не
предъявила миру свой альтернативный план глобализационного развития – Концепцию
управления на основе нравственного, справедливого замысла жизнеустройства по
принципу «соединяй и созидай!». Долго устраивать «разводняк»
Госдепу США не удастся, мера понимания людей растёт, ситуация постоянно
меняется, поэтому задача руководителей и дипломатов России,
Таджикистана и Узбекистана, ликвидировать опасный конфликт. Знание
теории управления, изложенной в ДОТУ и в целом
материалов КОБ поможет разрешить его наиболее приемлемым
способом. Информационно-аналитическая служба (ИАС) КПЕ
|