Эти
заявления нового китайского лидера уже вызвали много шума у «партнеров» в
США, где сразу же было объявлено, что Си Цзиньпин высказывает
завуалированные угрозы мировой демократии. Очевидно, что к словам и
делам представителей китайской делегации и в Дурбане будет приковано
повышенное внимание, в том числе, и со стороны главных мировых
наблюдателей за геополитическими переменами – Соединенных Штатов
Америки.
А пока к выслушиванию идей китайского лидера на саммите
БРИКС в Дурбане только готовятся, мировая общественность (простите за
этот избитый термин) вовсю принялась обсуждать те пункты программы
развития БРИКС, с которыми в Южно-Африканскую Республику собирается
прибыть делегация из России.
В
предварительном документе, подготовленном российской стороной перед
поездкой в Дурбан, обозначены следующие пункты-предложения. Россия
обозначает вопрос утраты евроатлантическим сообществом своего
экономического преимущества и заявляет о том, что глобальная инициатива
переходит на территории, которые еще вчера считались мировой периферией.
Авторы российской концепции призывают страны БРИКС начать активное
конструирование основных несущих опор миропорядка, не пренебрегая
контактами с тем же Западом.
К сожалению (или к счастью), не
пренебрегать приходится по той простой причине, что глобализация
достигла существенных масштабов. Кроме того, Россия собирается
предложить другим делегациям в Дурбане приступить к решению вопросов,
связанных с созданием постоянного секретариата БРИКС, а также создать
Банк развития с 50-миллиардным (в долларовом эквиваленте) уставным
капиталом, штаб-квартира которого может быть открыта в деловом центре
Москвы. Это ещё не все предложения, с которыми на мировую БРИКС-арену
собирается выходить Россия. Российские авторы программы предлагают
создать банк, который будет работать на основе платежей в национальных
валютах при полном отказе от доллара США и евровалюты. Для решения
кризисных проблем предлагается запустить работу так называемого
антикризисного фонда с суммарным капиталом около 240 миллиардов всё в
том же долларовом эквиваленте. Помимо ряда экономических предложений
Россия собирается высказать пожелание расширить БРИКС за счёт одной из
мощных исламских экономик. В числе возможных претендентов называются
такие государства как Турция и Индонезия.
Россия обозначает в
своём документе и наличие проблемных точек между странами БРИКС. К
примеру, указывается на непогашенный приграничный конфликт между Индией и
Китаем, который пока не даёт приступить к полноценной экономической
интеграции между этими странами.
Пока товарооборот между КНР и
Индией составляет около $60 млрд., что при современном потенциале этих
государств нельзя называть внушительной цифрой. К примеру, по итогам
2012 года товарооборот между Россией и Китаем вплотную приблизился к
отметке в 90 миллиардов долларов. При этом российские экономисты
заявляют, что взаимная выгода от торговли между странами БРИКС выросла
бы существенно в том случае, если финансовые контакты осуществлялись
исключительно посредством национальных валют без участия валют внешних
для БРИКС государств.
Такие приоритеты, расставленные Россией,
вызвали бурную реакцию в так называемой демократической либеральной
среде. Критики программы, как всегда, увидели нечто, указывающее на
желание России вырасти до глобального игрока, на которого пока упорно
никто не хочет обращать внимания. К примеру, член московского Карнеги
центра господин Петров утверждает, что российские предложения будут
абсолютно безынтересны другим странам БРИКС, а роль самой РФ в этой
организации, оказывается, заключается в сидении на приставном стуле…
Видимо, 90-миллиардный товарооборот России с одним только Китаем в БРИКС
и есть тот «приставной стул», о котором говорит Николай Петров…
Если
учесть, под чью дуду пляшут все отделения Карнеги центра, то можно
всерьез говорить о том, что предложения России кому-то (известно, кому)
переходят дорогу. Ведь если допустить, что 5 стран БРИКС полностью
откажутся от использования во взаиморасчетах доллара и евро, да еще и
создадут банк, который будет поддерживать национальные валюты и торговые
операции, на них основанные, то ущерб для одной только американской
экономики будет поистине колоссальным. На фоне того, что Китай в феврале
впервые в истории обогнал США в плане объемов мировой торговли,
достигнув планки в 3,87 триллиона долларов, Вашингтону все эти братания в
рамках БРИКС как кость в горле. Если только сами США вдруг не захотят
вступить в БРИКС… Но вот возьмут ли?..
Безусловно, в современном
состоянии БРИКС нельзя называть организацией, интеграция в которой
достигает феерических результатов. Именно поэтому российские предложения
начинать более тесное сотрудничество выглядят вполне своевременными.
Есть в БРИКС государства, экономика которых выглядит мощнее и
впечатляюще, а есть те, результаты экономического роста которых
оставляют желать лучшего. Для понимания этого процесса стоит привести
статистику по уровню роста экономик стран БРИКС по итогам 2012 года.
Рост ВВП Бразилии: 0,9% в год (в 2010-м составлял почти 7,5%). Рост ВВП ЮАР: около 2,2% в год. Рост ВВП России: 3,5% в год. Рост ВВП Индии: 6% в год. Рост ВВП Китая: 7,8% в год.
Понятно,
что экономическое расслоение в плане экономического роста в БРИКС имеет
место быть, но говорить о том, что роль России в этой организации –
сиротское положение на приставном стуле, может себе позволить лишь тот
человек, который либо полностью некомпетентен в экономических вопросах,
либо всеми силами старается отвлечь внимание общественности от разумных
предложений России. Если экономика, к примеру, Франции едва преодолела
полупроцентный рубеж экономического роста по итогам прошлого года, то
никто же не говорит, что Франция – нищенка с евросоюзным статусом,
которая желает всеми силами обратить на себя внимание, оставаясь в ЕС
никому неинтересной…
В общем, чаяния о приставной роли России в
БРИКС и слова о нежелании стран БРИКС воспринимать Россию всерьёз,
высказываемые «экспертами» различного уровня, можно назвать беспочвенной
фантазией.
Безусловно, открытие Банка развития именно в Москве
для России не самоцель. Его можно открыть хоть в Пекине, хоть в
Нью-Дели. Важен сам факт открытия этого финансового института, который
позволит перейти к более активной экономической интеграции между
странами БРИКС. А это ведь прямой удар по интересам США.
В то же
время, если БРИКС прирастёт еще и такой мощной экономикой как Турция,
то это будет удар по интересам Евросоюза, который старается бесконечными
обещаниями о вступлении в режиме «вот-вот», выдаваемыми Анкаре,
удерживать Турцию на нужном для себя расстоянии. «Вот-вот» продолжается
уже неприлично долго, давая повод Эрдогану выбрать иные направления
интеграции. Да и вообще, европейский путь экономической интеграции для
Анкары сегодня можно назвать потерявшим свою актуальность, а вот
экономическая интеграция со странами БРИКС – дело стоящее. Привлечение
Турции или Индонезии в БРИКС позволит получить обширные рынки в
мусульманских странах, развитие которых идёт весьма активными темпами.
Получается,
что российские предложения, подготовленные для саммита в Дурбане,
кажутся нелепыми разве что тем господам, которые упорно желают держаться
за американскую и европейскую экономики, показавших себя во время
мирового финансового кризиса 2008-2010 «во всей красе» и продолжающих
показывать именно так и по сей день. Для этих господ любые слова об
интеграции в обход интересов Вашингтона и Брюсселя – это соль на рану, а
потому риторика о смехотворности российских (как китайских, индийских,
бразильских и южноафриканских) идей развития БРИКС будет только
усиливаться. Однако к этому все уже успели привыкнуть. Главное, чтобы
страны БРИКС отделили зёрна от плевел и работали в том направлении,
которое посчитают выгодным именно они, а не ЕС, США и прочие
«доброжелатели».
Автор Володин Алексей
|