После победы оппозиционного движения «Грузинская мечта» во главе с Бидзиной Иванишвили и в Грузии, и в России гадают, как теперь изменятся российско-грузинские отношения. Естественно, само по себе такое геополитическое гадание – дело неблагодарное, но все же некоторые пути будущих взаимодействий между Москвой и Тбилиси мало помалу вырисовываются. Чтобы говорить о том, насколько далеко готов пойти Иванишвили в плане выстраивания добрососедских отношений, необходимо, насколько это сегодня возможно, более пристально взглянуть на Иванишвили, на его статус, факты его биографии.
Оппозиционный лидер, который в одночасье стал политической фигурой номер один в Грузии, потеснив Михаила Саакашвили, не является тем человеком, который может уже на первом этапе вхождения в высшую власть кардинально поменять политику Грузии. Бидзина Иванишвили – предприниматель, причем предприниматель успешный. А никакой успешный предприниматель, который еще не успел освоиться на политическом поле, не станет рвать штурвал в противоположном направлении, даже если сохраняющийся курс его мало впечатляет. Исходя из этого, можно предположить, что Иванишвили, который готовится стать премьером грузинского правительства, по крайней мере, в первые месяцы своей политической работы не будет препятствовать инерции, которая сохраняется от активности Михаила Саакашвили. Естественно, вся команда этого корабля поменяется, будут назначены совершенно новые люди (и многие из этих имен уже известны), но команда «Полный назад!», способная развернуть внешнеполитический курс страны, отдаваться не будет.
Однако, как и всякий успешный бизнесмен, Бидзина Иванишвили понимает, что политика – это тоже бизнес, а значит, здесь нужно дождаться, когда инерционная тяга действовать перестанет, и в тот момент уже можно давать команды на изменение курса. В противном случае корабль может оказаться под властью штиля, который, пусть и лучше политических и экономических штормов, но тоже способен привести к новым проблемам.
Если руководствоваться такими соображениями, то после объявления Иванишвили новым главой Кабмина (а после смены Конституции и главой государства) Грузия продолжит доказывать Западу свою лояльность. При этом Иванишвили прекрасно понимает, что по большому счету Грузия для Запада во многом потеряла фактор, скажем так, «интересности». Дело в том, что слова о евроинтеграции и вступлении в Североатлантический альянс – это, конечно, бальзам на душу демократически и либерально настроенной части грузинского общества, но только слова пока так и остаются словами. Запад уже несколько лет ломает голову над тем, как бы в мягкой форме, которая устроит официальный Тбилиси, заявляющий о своей «вечной лояльности», дать понять грузинским властям, что с этой интеграцией сегодня одни проблемы. Грузия по всем параметрам сегодня не подходит ни для евроинтеграции, ни для вступления в НАТО. Дело в том, что официальный Тбилиси не признает независимость Абхазии и Южной Осетии, а территориальный вопрос является основополагающим при вхождении в Североатлантический Альянс. Именно этим и объясняются такие пространные замечания генсека НАТО Расмуссена, как «Грузия никогда не была так близка к НАТО как сейчас». Да уж если на то пошло, то и Россия тоже никогда не была так близка к Альянсу, ведь этот Альянс у России уже под боком в виде Прибалтийских республик, Польши и прочих «партнеров» по Восточной Европе. В общем, «светлое» ближайшее будущее, в котором Грузия будет являться членом НАТО, видится пока очень и очень туманным. В то же время при уровне экономического развития Грузии, когда годовой показатель ВВП по паритету покупательской способности здесь составляет не более 5500$ на человека (для сравнения: в России – 16700$, Белоруссии – около 13000$, в Латвии – 15400$, в Греции - 22000$), очевидно, ни о какой нацеленности на ЕС и речь быть не может. Точнее, речь-то вести можно сколько угодно, но только Брюссель еще не успел окончательно потерять рассудок, чтобы принимать под своё крыло государства с такими удручающими экономическими показателями только лишь потому, что его власти так хотят показать свою приверженность демократическим идеалам. Как говорится, идеалы идеалами, а табачок-то врозь…
Бидзина Иванишвили, который в бизнесе успел съесть собаку, все эти вещи понимает прекрасно. Именно поэтому его слова о том, что курс на вступление в НАТО и евроинтеграцию сохранится и при его руководстве страной, - первое, что мир услышал после победы на выборах «Грузинской мечты». Ведь если бы Иванишвили позволил себе заявить нечто другое, то Запад бы только и ждал такого прокола от новых политических властей Грузии. По большому счету Западу Грузия сегодня нужна лишь для двух крупных целей: во-первых, иметь дополнительный плацдарм в случае крупномасштабной операции против Ирана, а, во-вторых, для того чтобы оказывать определенное давление на Россию с юга, чтобы Москва не слишком расслаблялась. Можно сказать, что именно с таких позиций США и Евросоюз сохраняют интерес к Тбилиси, и как только, во главе этого государства появится человек, который скажет, что надо завязывать и с НАТО, и с планами по вступлению в ЕС, так определенные силы тут же нажмут на кнопку очередного политического слива. Грузия превратится в Украину-2, в которой лояльная Западу оранжевая власть сменилась мечущимся из стороны в сторону Виктором Януковичем, до сих пор не определившимся, куда же он ведет свою страну.
В этой связи становится просто смешно следить за выступлениями действующего грузинского президента Михаила Саакашвили, который произносит свои речи на фоне двух флагов – флага Грузии и стяга Евросоюза… Можно было бы сзади повесить еще и флаг НАТО для самоуспокоения, но все вокруг прекрасно понимают, что такая клоунада долго продолжаться не может.
Так что же может предпринять Бидзина Иванишвили, который осознает, что ему достались поистине колоссальные внутри- и, особенно, внешнеполитические проблемы, после того, как пресловутое движение по инерции, оставшееся от курса Саакашвили, прекратится? Стучаться кулаками и лбом в двери НАТО и Евросоюза, безусловно, можно, но только шишек не миновать, а вот двери те, вероятнее всего, так и останутся закрытыми. Тогда точно Грузия превратится в послеоранжевую Украину, которую политические силы тянут то в одну, то в другую сторону, фактически раздирая страну на две конфликтующие части.
Выходит, что у Иванишвили остается два выхода: либо преодолеть экономические и территориальные проблемы и добиться вступления в выше обозначенные структуры, либо отказаться от идей как вхождения в НАТО, так и евроинтеграции. Но если пытаться решить указанные проблемы, то Иванишвили придется либо признать независимость Южной Осетии и Абхазии, либо пытаться вернуть эти республики в грузинское лоно. И то, и другое для человека, готовящегося стать новым грузинским лидером, будет являться политической катастрофой (по крайней мере, с точки зрения западных интересов).
Поднять уровень жизни в Грузии хотя бы до уровня самого низкого по Евросоюзу в нынешних условиях тоже не реально. Здесь отрицательную роль для грузинской экономики играет тотальная нехватка энергоносителей, а также многочисленные эмбарго от России. В частности, только от одного запрета на ввоз в Россию грузинского вина и минеральной воды Грузия теряет около 200 миллионов долларов в год. Если учесть, что совокупный годовой ВВП 4,5-миллионной Грузии составляет около 23 миллиардов долларов, то даже 200 млн. выглядят внушительной цифрой.
Сегодня Иванишвили пытается вернуть бизнесменов, которые при Саакашвили считались опальными, в Грузию. Многие из них успели осесть или в России, или на Западе. По мнению Иванишвили, эти люди способны внести живую струю в реализацию не только экономических потенциалов Грузии, но и потенциалов по налаживанию отношений с другими странами. Бизнесмены пока отвечают на предложение Иванишвили молчанием. Почему? Да потому что большинство понимает, что проблем в стране сегодня столько, что для их решения могут потребоваться долгие годы, да и сама политическая ситуация в стране остается неоднозначной. В частности, на днях стало известно, что Саакашвили хотя и готовится передать власть в другие руки, но при этом всеми силами пытается сохранить за собой такие хлебные места как агентство Грузии по госзакупкам, а также специальную связь, и власть новая фактически согласна оставить за действующим президентом контроль над обозначенными сферами. А, как прекрасно известно все тем же опальным грузинским предпринимателям, если Саакашвили дают шанс остаться у государственной кормушки, то любые лозунги, связанные с изменениями в Грузии, превращаются в фарс.
Вот и получается, что Иванишвили вроде бы и победу праздновал, и понимает все достающиеся ему политические и экономические проблемы, но пока обстоятельства явно сильнее его, чтобы позволить ему справиться с вызовами. Именно это дает повод рассуждать о том, что Иванишвили, который получил статус могильщика «революции роз», способен стать лишь вторым Януковичем, не способным даже самому себе дать ответ, куда он ведет свою страну: хочет в ЕС, но ЕС против, Россия зовет, но с Россией дружить нынче не модно – вдруг имперские амбиции и всё такое… Хотелось бы ошибаться в своих выводах относительно Бидзины Иванишвили, но обстоятельства – штука серьезная.