Этой осенью одной из самых обсуждаемых тем американского сегмента Интернета стала тема роста жертв из-за атак в Афганистане на солдат и сотрудников спецслужб государств-членов НАТО со стороны «дружественных» афганских полицейских и военных. По состоянию на сентябрь 2012 года только официально зафиксировано 60 таких случаев, погибло свыше ста американских военнослужащих, почти столько же получили ранения различной степени тяжести. Из-за этого ЦРУ было вынуждено в спешном порядке приступить к пересмотру размера компенсаций семьям своих погибших сотрудников, до недавнего времени составлявших всего 1 (одну) тысячу долларов на похороны.
Известное изречение гласит: гибель человека – трагедия, гибель десятков тысяч людей – статистика. Другое изречение утверждает: есть три вида лжи - ложь, большая ложь и просто статистика. В очередной раз эти правила находят подтверждение в Афганистане сегодня, где атаки на силы НАТО происходят практически каждый день. В начале октября сего года канал CNN сообщил о новом подтвержденном числе безвозвратных потерь сил США - 2002 человека. По неофициальным данным, эта цифра занижена, по самым скромным подсчетам, вдвое… Проще говоря, неучтенными статистикой жертвами уже вполне можно укомплектовать армейское кладбище.
Во-первых, основная проблема состоит в том, что отсутствует единый независимый и авторитетный источник информации о реальных потерях оккупационных сил. Поэтому американские военные специалисты в информационно-психологической сфере вольны оглашать любые удобные им цифры. Делается это по геббельсовскому принципу, легшему в свое время в основу вещания «радиоголосов» («Свобода», «Голос Америки» и т.п.): кто первый о чём-то заявил, тот волен потом бесконечно долго интерпретировать заявленное, как ему выгодно. Естественно, сами американцы для предотвращения деморализации своих солдат сообщают заведомо заниженные данные о потерях.
Во-вторых, официальная статистика потерь учитывает только военнослужащих - граждан США. Однако в американской армии проходят службу и граждане других государств, заинтересованные возможностью получить так называемую зеленую карту - вид на жительство в США - после службы в «горячей точке». На практике доля неамериканцев в общей численности армейского контингента США доходит до 60%. Эти бойцы являются чем-то средним между контрактниками и наемниками, воюющими за деньги (или вид на жительство в Штатах). Потери среди данной категории военнослужащих не являются объектом официальной статистики Пентагона, то есть их не учитывают.
В-третьих, обычно в армейских сводках не указывается количество погибших военных журналистов, значительная часть которых, как правило, связана со спецслужбами, а также всевозможных контрактников. Также не учитываются похищенные иностранцы, убитые похитителями.
В-четвертых, традиционно не разглашаются потери спецслужб и сил спецназначения, т.е. частей, которые, как правило, находятся в самом «пекле» боевых действий.
В-пятых, известны случаи, когда американское командование представляло гибель своих военнослужащих как небоевые потери (вроде дорожно-транспортных происшествий, случаев неосторожного обращения с оружием, болезней и т.п.). В сводки потерь не включаются военнослужащие, умершие от ран в госпиталях, покончившие с собой и т.д. Этот приём с «небоевыми потерями» военные пропагандисты США использовали еще в 1991 году – во время первой войны в Заливе. Тогда, через две недели после объявления об официальных потерь (148 человек), вдруг оказалось, что во всевозможных ДТП и несчастных случаях пострадало и погибло чуть ли не в 10 раз больше военнослужащих.
В-шестых, Вашингтон стремится «разбавлять» так называемую международную коалицию в Афганистане как можно большим числом стран-участниц, чтобы снизить количество своих потерь в том числе за их счёт. По данным CNN, с начала кампании "Несокрушимая свобода" в 2001 году свои головы уже сложили как минимум 1190 солдат и офицеров из других стран. (В этом году, хотя он еще далеко не закончен, натовцев в Афганистане уже убито почти в два раза больше, чем в прошлом).
В-седьмых, в Афганистане (как совсем недавно в Ираке) практически ничего не говорится о ранениях, точнее о степени их тяжести. Проще говоря, рядовой, потерявший обе ноги, правую руку и часть лица среди безвозвратных потерь не числится. В ходе боевых действий на одного убитого солдата приходится 10 раненых. Этот «достаточно низкий» показатель гибели военнослужащих достигается благодаря бронежилетам и каскам из кевлара. Однако именно эта амуниция, защищая жизненно важные органы, по мнению хирургов, и ведет к повышенной травматичности и тяжелым увечьям. Среди возвращающихся из районов боевых действий раненых американцев процент изуродованных людей с ампутированными одной или двумя конечностями и обезображенными лицами «необычайно высок».
Помимо тяжелых травм и увечий имеются свидетельства о многочисленных проблемах с психикой. По данным медицинского журнала «The New England Journal of Medicine», каждый шестой американский военнослужащий, вернувшийся с войны, имеет психологические проблемы (депрессия, посттравматический синдром и пр.). Примерно 20% американцев эвакуируют с театра боевых действий не из-за боевого ущерба и болезней, а по «неврологическим причинам».
Еще в 2004 году, когда американцы только начинали увязать в Афганистане и Ираке, в американской армии уже насчитывалось до 5000 дезертиров. Некоторые из них (точные данные замалчиваются) пытались найти убежище в Канаде. В канадском обществе даже разгорелась дискуссия о целесообразности предоставления им убежища.
В заключение укажем, что похоронки – это самое страшное оружие для полностью контрактной армии. Уже сегодня все войсковые подразделения США от национальной гвардии до морской пехоты испытывают кадровый голод. И новые жертвы едва ли приведут к наплыву добровольцев. Хочется надеяться, что после того, как количество похоронок достигнет определенного порога, в голове американского обывателя, наконец, щелкнет реле, и он хотя бы начнет задумываться о том, что вламываться в чужой дом и пытаться наводить там свои порядки - не такая уж хорошая идея.
Николай Малишевский
|