Главная » 2012 » Ноябрь » 25 » Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС)
18:59
Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС)
Многоцелева́я
авиацио́нно-косми́ческая систе́ма (МАКС) — двухступенчатый комплекс, состоящий
из самолёта-носителя (Ан-225 «Мрия» — точнее на базе Ан-225 предполагалась
разработка нового самолета-носителя Ан-325), на котором устанавливается
орбитальный самолёт. Орбитальный самолёт может быть как пилотируемым, так и
беспилотным. Конструкция Ан-225 допускает установку грузового контейнера с
внешним топливным баком с криогенными компонентами топлива вместо орбитального
самолёта.
Разработка
велась с начала 1980-х годов под руководством Г. Е. Лозино-Лозинского в НПО
«Молния». Вместо первой ступени обыкновенной ракеты здесь используется
самолёт Ан-225; вторая ступень может быть выполнена в трех
вариантах: МАКС-ОС с орбитальным самолётом и одноразовым баком; МАКС-М
с беспилотным самолётом; МАКС-Т с одноразовой беспилотной второй ступенью и
грузом до 18 тонн. «Система базируется на обычных аэродромах 1-го класса,
дооборудованных необходимыми для МАКС средствами заправки компонентами топлива,
наземного технического и посадочного комплекса, и вписывается в основном в
существующие средства наземного комплекса управления космическими
системами».
МАКС
может применяться для аварийного спасения экипажей космических объектов или в
целях наземной разведки. Отсутствие привязки к космодрому также расширяет
применение такой системы. Этот проект был начат ещё в 1980-е годы
научно-производственным объединением «Молния». При этом использовался опыт и
результаты работ над проектом «Спираль» и над экспериментальными аппаратами БОР.
Этот проект, в отличие от «Бурана», основан на принципе самоокупаемости. По
расчётам, затраты окупятся через 1,5 года, а сам проект даст 8,5-кратную
прибыль. Эта система является уникальной, в мире не разрабатывается ни одного
подобного аппарата. Кроме того, МАКС значительно дешевле ракет за счёт
многократного использования самолёта-носителя (до 100 раз), стоимость выведения
груза на низкую околоземную орбиту — порядка 1000 долл./кг; для сравнения:
средняя стоимость выведения в настоящее время составляет около 8000-12 000
долл./кг, для конверсионной РН «Днепр» — 3500 долл./кг. К преимуществам можно
также отнести бо́льшую экологическую чистоту за счёт применения менее токсичного
топлива (трёхкомпонентный двигатель РД-701 керосин/водород+кислород). В
настоящее время на проект уже истрачено около 14 млрд долларов.
Программа
«МАКС» получила золотую медаль (с отличием) и специальный приз премьер-министра
Бельгии в 1994 году в Брюсселе на Всемирном салоне изобретений, научных
исследований и промышленных инноваций «Брюссель-Эврика-94».